Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Понятие о морфеме. Изменение и образование слов - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о морфеме как наименьшей значимой части слова; показать значение морфем в образовании слов; учить различать формы слова и однокоренные слова; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Выполнение тестовых заданий по теме “Лексика”, составленных учениками.
III. Самоопределение к деятельности
Мы закончили изучение темы “Лексика”. Вы знаете, что лексикология изучает слова, выясняет их значение. Каждое слово состоит из частей. Как вы считаете, значит ли что-то каждая часть слова или значимо только целое слово?
(Обсуждение.)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
— Понятно, что корень слова имеет определенное значение, некоторые слова состоят из одного только корня. Приведите примеры таких слов. (Отец, мать, сын, дочь, стол, соль, хлеб и т. д.)
Возьмем любое из этих слов, например сын. Прибавим к нему суффикс -ok-: сынок. Образовалось новое слово с несколько другим лексическим значением — ласкательным. Это значение придал слову суффикс. Выходит, суффикс — тоже значимая часть слова.
Прибавим уменьшительно-ласкательный суффикс к другому слову — стол: столик (суффикс -ик-). И это слово приобрело новое лексическое значение: “маленький стол”.
Усложним задачу, к слову стол добавим приставку и суффикс: настольная (книга, лампа).
— Какое значение имеет приставка на-? (Примерный ответ. Она участвует в образовании нового слова, означает нахождение предмета поверх чего-то, на чем-то.)
— Какое значение имеет суффикс -н-? (Примерный ответ. Это суффикс прилагательного, вместе с приставкой он участвует в образовании нового слова, имеет значение признака, относящегося к корню -стол-.)
Получается, что новое слово (настольный) обогатилось по сравнению со словом-корнем двумя дополнительными значениями и означает “находящийся на столе”. Это его новое лексическое значение.
— А имеет ли какое-то значение окончание? Сравним: стола, столу, столом, столе, столы и т. д. (Примерный ответ. Окончание может означать, в каком падеже употреблено слово, может означать число — единственное или множественное.)
— Образует ли окончание новые слова? (Примерный ответ. Нет, оно образует формы одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется.)
— Есть ли окончание у слова стол? (Да, нулевое окончание.) Итак, мы выяснили, что все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень и суффикс служат для образования новых слов, а окончание — только для изменения форм одного и того же слова.
Части слов: приставка, корень, суффикс, окончание — называются морфемами.
2. Чтение диалога и теоретического материала учебника (часть 2, § 70—71, с. 4).
3. Самостоятельные наблюдения (§ 70—71, с. 5) и обсуждение.
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 376 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).
Дополнительные вопросы
— Как легко и правильно выделить морфемы в словах? (Примерный ответ. Надо подобрать однокоренные слова с другими морфемами или с другим составом морфем: уборка — прибрать, хлебный — хлеб и т. д.)
— Подберите к каждому данному в упражнении слову слова с такими же морфемами (кроме корня). (Уборка — уносить — сборка и т. д.)
2. Упр. 377 — комментированное письмо.
VI. Подведение итогов
— Что называется морфемой?
— Все ли морфемы имеют значение?
— Для чего служит каждая из морфем?
Домашнее задание
1. § 70—71.
2. Упр. 378.
3. Рабочая тетрадь: задание 95 (с. 51).