Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Согласные звонкие и глухие - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: углубить знания о звонких и глухих согласных; дать понятие о сонорных согласных; показать смыслоразличительную роль глухих и звонких согласных, их роль как средства выразительности; развивать навыки фонетического разбора, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать смыслоразличительную роль глухих и звонких согласных; применять правило написания этих согласных в словах; понимать роль глухих и звонких согласных как средства выразительности; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и анализ изложений
III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Какие согласные называются глухими?
— Какие согласные называются звонкими?
— Назовите пары согласных по звонкости/глухости.
— Какие глухие согласные не имеют пары?
2) Задание из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
1) Проведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
В лесу еще лежит снег, и деревья стоят в белом нарядном уборе.
2) Вариант I — отметить гласные в слабой позиции; вариант II — отметить согласные в сильной позиции.
3) Проведите фонетический разбор слов: вариант I — деревья, вариант II — стоят.
IV. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 56, с. 130).
В слове роза все согласные звонкие, в слове шкаф все согласные глухие, в слове - компьютер [к], [п’] и [т] — глухие согласные, [м], [й] и [р] — звонкие.
2. Беседа.
В отличие от гласных, в образовании которых участвует только голос, согласные образуются с помощью шума. В зависимости оттого, участвует ли при этом голос и как он участвует, согласные делятся на глухие, звонкие и сонорные: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Примечание
В учебнике М.М. Разумовской последний звук записывается так: [j].
Термин сонорный произошел от латинского слова sonorus, что значит “звучный”.
В сонорных согласных голос преобладает над шумом. При фонетическом разборе мы характеризуем сонорные согласные как звонкие.
Качество согласных, предшествующих сонорным, не изменяется: после, возле, восьми, возьми, отметь, подмети, овны, дафния, обратно, апрель, объём, пью.
В словах объём, пью и других подобных (с разделительным ь или ъ) буквы ё и ю обозначают по два звука: [й’о] и [й’у]- На письме подобные сочетания звуков передаются с помощью разделительных ъ и ь.
3. Чтение теоретических сведений на с. 130.
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 284 — доказательство смыслоразличительной роли звонких и глухих согласных.
2. Упр. 285 — характеристика согласных звуков (устно).
3. Работа с таблицей (на доске и в тетрадях).
Заполните таблицу: приведите примеры слов, в которых были бы только твердые, мягкие, глухие или звонкие согласные.
Твердые |
Мягкие |
Звонкие |
Глухие |
Брат |
Лилия |
Грамм |
Кошка |
Топор |
Лебедь |
Мимоза |
Шоссе |
Упаковка |
Любить |
Сделай |
Чистота |
Комментарий
В слове сделай первый звук озвончается под влиянием следующего звонкого [д], буква с обозначает звук [з].
VI. Занимательная лингвистика
Найдите в каждом ряду лишнее слово:
1) лестница, вестник, чудесный, постный;
2) партер, свитер, компьютер, мастер;
3) конечно, срочный, яичница, скучно.
(Ответ. 1 — чудесный (нет непроизносимого согласного); 2 — мастер (произносится [т’], а в остальных словах — [т]); 3 — срочный (произносится [чн], а в остальных словах — [шн]).)
VII. Подведение итогов
— Всегда ли звонкие и глухие согласные обозначаются соответствующими буквами?
— Какие согласные не образуют пары по звонкости/глухости и почему?
Домашнее задание
1. § 56.
2. Упр. 286 — подготовить выразительное чтение стихотворения, выяснить роль художественных средств.
3. Рабочая тетрадь: задание 64 (с. 37—38).