Развитие речи. Повествование. Изложение - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Развитие речи. Повествование. Изложение - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи; учить выделять ключевые слова в тексте (при чтении и на слух); развивать навыки устного и письменного изложения текста, мотивацию к творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся узнают типы речи: описание, повествование, рассуждение; научатся различать их; узнают признаки повествования; научатся составлять план текста, последовательно излагать текст; объяснять языковые явления.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 280 — проверка по цепочке.

2. Задания из рабочей тетради.

III. Работа по теме уроков

1. Выразительное чтение текста.

Прочитайте текст К.Г. Паустовского (с. 129).

2. Понятие о типах речи. Повествование.

Все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.

Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что вы можете вспомнить, мысленно обрисовать, представить в виде фотографии? Если память “сфотографировала”, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.

Слово “повествование” должно рассматриваться не как “рассказ вообще, о чем-нибудь”, а как “рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности”. Этот рассказ можно представить, как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т. е. повествование, мы мысленно прокручиваем “кинопленку” памяти.

А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, — о рассуждении. Рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице. Во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чем-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Одним словом, представим себе речевую ситуацию: кто говорит, с кем, о чем, где и зачем. Речевая ситуация поможет правильно определить стиль и тип речи.

Попробуем сделать это с нашим текстом.

3. Анализ текста.

Упр. 282, 283 — беседа по вопросам.

Дополнительные вопросы и комментарии

— Какие слова можно считать ключевыми, т. е. такими, которые несут основную смысловую нагрузку, без которых нельзя обойтись? Запишем их на доске и в тетрадях.

Старые вещи, чердак, черная музыкальная шкатулка, не играла, была испорчена, чудесный звон, шкатулка проснулась, проиграла все песни, замолчала.

— Как можно озаглавить текст? (“Чудесная шкатулка”, “Ожившая музыка”.)

— Какие типы речи встречаются в тексте? (Примерный ответ. Основа текста — повествование. Об этом говорят глаголы действия: нашли, принесли, открыли, завели, нажимали, поставили, возникла, полилась, проснулась, играла и т. д. Эти действия можно представить в виде кинофильма — меняющихся кадров. В тексте есть и описание. Автор включает его в повествование, рассказывая о неожиданной находке. Он подробно описывает внешний вид шкатулки, ее внутреннее устройство: Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это описание можно представить, как фотографию, или представить, что кинокамера остановилась, задержалась, рассматривая шкатулку.)

— К какому стилю речи можно отнести текст? (Примерный ответ. К художественному. Об этом говорят приметы художественного стиля, прежде всего образность, изобилие изобразительно-выразительных средств. Автор пишет о вещах, как о живых, действующих по своей воле существах. Для “оживления” вещей используется олицетворение {жило много старых вещей; неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка; даже ходики притихли от изумления; шкатулка замолчала). Среди других художественных средств можно назвать антитезу (противопоставление) (Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке); сравнение {стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам); метафору (полилась мелодия); эпитет (в старом и гулком доме, стеклянный переливающийся звон, чудесного звона, таинственным звоном); ряды однородных членов (глаголы-сказуемые; имена существительные: медная стрекоза, бабочка или жук).)

4. Составление плана.

(Используем ключевые слова.)

План

1) Старые вещи.

2) Неожиданная находка.

3) Как устроена шкатулка.

4) Шкатулка не играла.

5) Шкатулка ожила.

6) Чудесная музыка.

7) Шкатулка замолчала навсегда.

5. Пересказ текста.

Пересказываем по пунктам плана, используя ключевые слова.

6. Написание изложения.

(Пишется на втором уроке.)

Домашнее задание

1. § 56.

2. Рабочая тетрадь: задание 67 (с. 39).






Для любых предложений по сайту: [email protected]