Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Согласные звуки - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать, как образуются согласные звуки, смыслоразличительную роль согласных звуков, роль скороговорок, звукописи в художественных текстах; развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать, как образуются согласные звуки; различать согласные по твердости/ мягкости, глухости/звонкости; понимать роль звукописи в художественных текстах; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 266, 267 - выполнение заданий (устно, по цепочке).
III. Самоопределение к деятельности
— Что вы знаете о согласных звуках?
— Как вы думаете, какие звуки - гласные или согласные — преобладают в русском языке?
IV. Работа по теме урока
1. Чтение теоретических сведений (§ 52, с. 124, 125) и обсуждение вопросов и заданий упр. 268.
2. Упр. 269 — беседа по вопросам, фонетический разбор выделенных слов.
Комментарий
Напомним о необходимости учитывать, что при фонетическом разборе нас интересуют только звуки. Надо на время забыть, что мы грамотные и знаем, как правильно пишутся слова. Мы записываем то, что слышим.
Приведем пример фонетического разбора одного из слов упр. 269.
Зву́ков — 2 слога.
з — [з] — согласн., зв., тв.
в — [в] — согласн., зв., тв.
у — [у́] — гласн., ударн.
к — [к] — согласн., глух., тв.
о — [а] — гласи., безударн.
в — [ф] — согласн., глух., тв.
6 букв, 6 звуков.
3. Работа над правильным произношением.
1) Упр. 270 — чтение скороговорок.
2) Упр. 271 — выполнение задания (примеры скороговорок; можно провести конкурс).
Примеры скороговорок
• У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
• Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.
• На дворе трава, на траве дрова.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Бык тупогуб, у быка губа тупа.
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
3) Упр. 272 — выразительное чтение, беседа по вопросам.
4) Упр. 273 - самостоятельная работа, обсуждение.
V. Роль звукописи в художественных текстах
И гласные, и особенно согласные звуки могут играть важную роль в художественных текстах, как прозаических, так и стихотворных. С их помощью авторы создают “звучащие” образы, читатель словно слышит, как плавно и легко шумит волна, как с шелестом вползает она на прибрежный песок, как грохочет грозный гром, как цокают копыта коней по мостовой...
Гласные тоже могут создавать образы, например, с помощью прозрачных, воздушных [а] (Махали акации лапами) или протяжных, тягучих [у] (Дует ветер — будет буря).
— Какие образы вы “видите” в этих стихах? Как создаются эти образы?
Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь...
А. С. Пушкин
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
И. И. Козлов
Шелковый тревожный шорох
В пурпурных портьерах, шторах.
Э. По
— Попробуйте самостоятельно составить предложения с использованием звукописи.
VI. Занимательная лингвистика
1. Отгадайте слово по гласным звукам [а], [у]. Сколько слов у вас получится? (Парус, пандус, бамбук, батут, корунд, могуч (первый гласный в двух последних словах — [а]), рагу, салют и т. д.)
2. Попробуйте отгадать слово по согласным звукам [з], [д], [р], [с], [т], [в], [й]. (Это слово “здравствуй”. Непроизносимая согласная “в” не учитывается.)
Вывод. Основную смыслоразличительную нагрузку в слове несут согласные звуки.
VII. Подведение итогов
— Как получаются согласные звуки?
— Чем интересны скороговорки?
— Какова роль звукописи в художественных текстах?
Домашнее задание
1. § 52.
2. Упр. 274.
3. Рабочая тетрадь: задание 64 (с. 37—38).