Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Фонетика. Гласные звуки - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить изученное по теме “Фонетика”; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке; понимать, как образуются звуки речи; отличать гласные звуки от согласных; различать понятия “звук” и “буква”; понимать значение ударения; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольных работ
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
IV. Повторение изученного по теме “Фонетика”
— Как называется самая малая единица языка? (Звук.)
— Какая лингвистическая наука изучает звуки? (Фонетика.)
— Каково происхождение слова “фонетика”? (От греч. phone — звук.)
— Подберите однокоренные слова к слову “фонетика”. (Фонетический, телефон, магнитофон, микрофон, саксофон, диктофон, фонендоскоп.)
— Является ли однокоренным с этими словами слово фон в предложении “На фоне темного неба ярко светились звезды”? (Нет. Значение у этого слова другое: задний план чего-либо.)
— На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные.)
— На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие; твердые и мягкие.)
V. Работа по теме “Гласные звуки”
1. Проведите самостоятельные наблюдения (задания § 51 на с. 122—123) и сделайте вывод.
Вывод. Гласные звуки состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая препятствий; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.
2. Сверка вывода с определением на с. 123.
3. Упр. 263 — подобрать односложные слова с гласными звуками (устно).
Примеры
Сам — сом, мир — мэр — мор, писк — пуск, бай — бой — буй, тип — топ — туп, мал — мол — мыл — мил — мул, рак — рок — рык — рук и т. д.
Комментарий
Кроме звукового состава, слова различаются значением. Значит, ударные гласные играют смыслоразличительную роль. Слова относятся к разным частям речи: большинство примеров — имена существительные в именительном падеже, существительное рук — в родительном падеже; есть местоимение (сам), краткие прилагательные (туп, мая, мил), глаголы (мыл).
4. Упр. 264.
Пример таблицы “Гласные звуки”
Звуки |
Примеры |
[а] |
Мак, клан |
[о] |
Сок, мозг |
[и] |
Рис, пирс |
[ы] |
Мышь, тын |
[э] |
Сэр, сет |
[у] |
Дуб, труд |
5. Упр. 265 — комментированное письмо.
VI. Подведение итогов
— Что нового вы узнали о звуках речи?
— В чем особенность гласных звуков?
Домашнее задание
1. § 51.
2. Упр. 266, 267.
3. Работа над ошибками.