Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ - ПРИЛОЖЕНИЯ
К теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи”
1. Составьте словосочетания из пар слов, графически обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами.
Маленький, рыбка; осень, поздний; телефон, мобильный; спешить, школа; спелый, яблоко; направо, свернуть; прыгать, парашют; шишка, еловый; забраться, высоко; интересный, сказка; лиса, хитрый; работать, компьютер.
2. Запишите словосочетания, подчеркните орфограммы, графически обозначьте смысловые связи в словосочетаниях. Отдельно выпишите оставшиеся слова, объясните, почему они не являются словосочетаниями.
Высокая береза, плыть на лодке, развели костер, запечатать конверт, повернуть направо, бурное море, восходит луна, вернулись из похода, редко встречаемся, увлекается спортом, из-за горизонта, купить газету, тетради и учебники, новый фильм, одержит победу, осень щедра, ряд цифр.
3. Выпишите из фрагмента стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино” словосочетания “существительное + прилагательное”, графически обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами. Выпишите сравнение.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
4. Выпишите из фрагмента стихотворения Ф.И. Тютчева словосочетания с главным словом - глаголом, графически обозначьте смысловые связи между членами словосочетания. Выпишите олицетворения.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
5. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните грамматические основы.
Конь пом..тал г.ловой п..думал потом осторожно выт..нул шею и взял наконец хле.. из рук Фильки мя..кими губами. С..ел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся скво..ь слезы а конь ж..вал хле.. фыркал.
6. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните грамматическую основу.
Васютка обл..мал нижние сухие ветки у дерева ощ..пью с..рвал пуч..к сухо..о мха-б..родача и..крошил мелко суч..ки ел..жил всё в куч.. и подж..г.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова бурь.
Первый утре(н, нн)ик предвестник зимних бурь.
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор предложения.
После долгих по..сков я наш..л подх.дящий у ч.. сток для п..стройки ж..лищ.. .
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор предложений, укажите средство связи предложений.
Тр..вога (з, с)б..жала с лица Тома. Он расп..хнул куртку.
10. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор и начертите схему предложения.
В..сна давно пр..шла с..гнала снег зазв..нела птич..ими плюсами.
11. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте пунктуационный разбор предложения.
Алеша в первой комн.ле увид.л всяко..о рода ст..ри(н, нн)ую меб.ль резные стул..я кресла столы и к..моды.
12. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, начертите схемы предложений.
Весной я нач.л рыбачить и около мое..о дома з..пахло рыбой. Вдру.. слышу как зала..л мой пес. Я вышел и увид.л большую серую кошку.
13. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, начертите схему предложения.
Снежная к..ролева сказала ему Если ты слож(е, и)ш.. это слово ты буд(е, и)ш.. сам себе п.сподин и я под..рю тебе весь свет и пару новых кон..ков.
14. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, начертите схему предложения.
Почему ты охот(е, и)ш..ся только на м.дведя спр..сил Киша Клош-Кван.
К теме “Фонетика. Орфоэпия”
1. Сколько звуков [о] и [а] в предложении?
Домик наш одноэтажный опоясали ручьи.
2. Сколько звуков [о] и [а] в предложении? Почему рифмуются первое и последнее слова?
Пословица ввек не сломится.
3. В каких словах только мягкие согласные звуки?
Свитер, щавель, цемент, летишь, чайки, жизнь.
4. В каких словах только звонкие согласные звуки?
Свежо, сделай, щедрый, жаркий, чертеж.
5. В каких словах буква е не обозначает мягкости предшествующего согласного? Выполните фонетический разбор слова ателье.
Ателье, крем, кашне, тема, модель, текст, теннис, шоссе.
6. Спишите. Вставьте ь там, где это необходимо.
Помощ..ник, пишеш.., январ..ский, вскол..з.., гвоз..дик, луч..ше, жен..шина, точ..ка, свар..щик, гос..т...
7. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Каюта, ключи, паяльник, льёшь, ледяной, отъезд, октябрь, ельник.
8. Запишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте ударение.
Принять, алфавит, начать, досуг, расположить, километр, магазин, щавель, квартал, партер.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор и начертите схему предложения. Ответьте на вопрос: “Какие звуки этого предложения помогают создать образ леса?”
Ст..яли д..рев..я в глухих лесах шумели в..твями птахи вили гнезда на них выв..дили пт..нц..в.
10. Сделайте фонетический разбор слова компьютер.
К теме “Морфемика. Орфография. Культура речи”
1. Запишите слова в два столбика: 1) с приставками; 2) с предлогами.
(Без)мятежный, (передо)мной, (при)ехать, (с)лева, (под)ставить, (из)мениться, (по)дереву, (без)зуба, (в)тетради, (по)лучше, (с)сориться, (в)глубине, (у)двери, (без)заботы, (у)нести, (при)школе, (пере)думать.
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.
Кусоч..к, карандаш..к, голосоч..к, лимонч..к, замоч..к, диванч..к, зубч..к, цветоч..к, переплети..к, комоч..к.
3. Подберите к данным словам однокоренные слова с чередованием согласных в корне.
Дыхание, спор, капать, блеск, любить, ходить, святой, гладить, ухо, доска, рост.
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.
И..делие, во..ход, ..бор, в..махнуть, ни..ходящий, и..пугаться, бе..вкусный, в..крикнуть, ра..витие, и..чезнуть, ра.хориться.
5. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.
Подр..стать, дикц..я, ш..колад, ц..плята, выл..жить, огурц.., пч..лы, панц..рь, ш..тландский, р..сточек, ц..трусовый, прил..гательное, выр..щенный, ц..клон, сл..гаемое, предл..жение, нарц.хс.
6. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Гласные в корнях, не проверяемые ударением, подчеркните. В остальных словах проверьте безударные гласные в корнях.
Отр..стать, уд..виться, отл..жной, к..пать, св..тает, зад..вать, пр.хить, изв..нить, пор..ель, к..рмить.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из предложения слова с чередованием морфем, подберите к ним однокоренные слова.
Что ищ..т он в стр..не д..лекой что кинул он в краю родном.
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфемный разбор существительных.
Здравствуйте хмурые дни горное солнце прощай.
9. Обозначьте в словах морфемы, образуйте от каждого слова какую-либо форму, подберите однокоренные слова.
Подводный, перевозят, журнальчик, чашечка.
К теме “Морфология. Орфография. Культура речи”
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте род имен существительных.
Ж..ть в роск..ш.., слыш..ш.. детский плач.., т..ж..лые рельсы, намаж..м повидлом, игра(е, и)т на роял.., м..дельные туфли, суп из фасол.., домашни.. тапоч..ки, мо..ш.. шампун..м, повес..ли тюль, выт..ра(е, и)т пол..тенц..м.
2. Обозначьте спряжение глаголов. Образуйте от них имена существительные, которые обозначают действие как предмет, явление.
Уметь, лазать, плавать, терпеть, сомневаться, воспитывать, вертеть.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите род имен существительных; запишите полногласный вариант последнего существительного.
Настали Святки. То-то радос..ть!
Лику..т ветре(н, нн)ая младость.
4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте падеж имен существительных.
Прятат.хя в п..щере, с..рвать с яблон.., ж..вотные Австрали.., покрыт..ся ине..м, пут..шествовать по Сибир.., праз..новать на площад.., узко в тали.., спасти от гибел...
5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте падеж имен существительных.
Застрян..шь в колее, в дли(н, нн)ой манти.., разб..рат..ся в оружи.., народ гордит..ся ру(с, сс)кими зо..чими, ехать на трамва.., пора вернут..ся из Дани.., на первой стали.., пис..мо от Анастаси...
6. Просклоняйте слово здание. Сделайте его фонетический разбор.
7. Спишите, раскрывая скобки.
Пачка (макароны), варенье из (яблоки), пара (чулки), пара (носки), пять (килограммы, апельсины), пятьсот (граммы, помидоры).
8. Образуйте мн. ч. имен существительных, поставьте ударение. Сделайте фонетический разбор слова герб.
Договор, инженер, столяр, торт, профессор, герб, шофер.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Поставьте существительные в форму мн. ч. Подчеркните грамматическую основу.
Между двумя (ряд) (кол) я оставил (не)большой пром(е, и)жуток и заполнил его до самого верха (обрезок) (канат).
10. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений; морфологический разбор слова сла(д, т)ка.
Близок локоть да (не)укус..ш... Ры..кам..лкадаухасла(д, т)ка.
11. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите, какими частями речи выражены сказуемые.
Меня этот плот отлич..но выдерживал но для большого груза он был слишком легок и мал.
12. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите, какими частями речи выражены сказуемые.
Напиток горяч., и сладок е..о (а, о)р(а, о)мат похож., на зап(а, о)х каких-то тр(а, о)пических пл(а, о)дов.
Ответы к индивидуальным заданиям
К теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи”
1. Маленькая рыбка; поздняя осень; мобильный телефон; спешить в школу; спелое яблоко; свернуть направо; прыгать с парашютом; еловая шишка; забраться высоко; интересная сказка; хитрая лиса; работать на компьютере.
2. Не являются словосочетаниями: восходит луна, осень щедра — это грамматические основы; из-за горизонта — это существительное с предлогом; тетради и учебники — это однородные члены.
3. Дым летучий, с пестрыми значками, с конскими хвостами. Сравнение: двинулись, как тучи.
4. Злится недаром, стучится в окно, гонит со двора. Олицетворения: зима злится, весна стучится и гонит.
5. Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал.
6. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучу и поджег.
7. Первый утренник — предвестник зимних бурь.
8. После долгих поисков я нашел подходящий участок для постройки жилища.
9. Тревога сбежала с лица Тома. Он распахнул куртку.
Средство связи — местоимение он.
10. Весна давно пришла, согнала снег, зазвенела птичьими голосами.
11. Алеша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель: резные стулья, кресла, столы и комоды.
12. Весной я начал рыбачить, и около моего дома запахло рыбой. Вдруг слышу, как залаял мой пес. Я вышел и увидел большую серую кошку.
13. Снежная королева сказала ему: “Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков”.
14. “Почему ты охотишься только на медведя?” — спросил Киша Клош-Кван.
К теме “Фонетика. Орфоэпия”
1. Звуков [о] - 1 (домик), звуков [а] - 8.
2. Звуков [о] — 2, звуков [а] — 3. Слова рифмуются, потому что они созвучны: [пасло́вица] — [ни сло́мица].
3. Щавель, чайки.
4. Сделай, жаркий.
5. Ателье, кашне, модель, теннис, шоссе.
6. Помощник, пишешь, январский, вскользь, гвоздик, лучше, женщина, точка, сварщик, гость.
7. Каюта, паяльник, льёшь, отъезд, ельник.
8. Алфавйт, досу́г, кварта́л, киломе́тр, магази́н, нача́ть, парте́р, приня́ть, расположи́ть, щаве́ль.
9. Стояли деревья в глухих лесах, шумели ветвями; птахи вили гнезда на них, выводили птенцов.
Шумы, шорохи, звуки, жизнь леса передаются с помощью шипящих глухих звуков: [с], [х], [ш], [ц].
К теме “Морфемика. Орфография. Культура речи”
1.
С приставками |
С предлогами |
Безмятежный |
Передо мной |
Приехать |
По дереву |
Слева |
Без зуба |
Подставить |
В тетради |
Измениться |
В глубине |
Получше |
У двери |
Ссориться |
Без заботы |
Передумать |
При школе |
Унести |
2. Кусочек, карандашик, голосочек, лимончик, замочек, диванчик, зубчик, цветочек, переплетчик, комочек.
3. Дыхание — дышать, спор — оспаривать, капать — капля, блеск — блестеть — блещет, любить — люблю, ходить — хожу — выхаживать, святой — священный, гладить — глажу, ухо — уши, доска — дощечка, рост — расти — выращивать.
4. Изделие, восход, сбор, взмахнуть, нисходящий, испугаться, безвкусный, вскрикнуть, развитие, исчезнуть, рассориться.
5. Подрастать, дикция, шоколад, цыплята, выложить, огурцы, пчелы, панцирь, шотландский, росточек, цитрусовый, прилагательное, выращенный, циклон, слагаемое, предложение, нарцисс.
6. Отрастить, удивиться — дивный, отложной, копать — откапывать, светает — свет, задавать - задать, просить — запрашивать, извинить — невинный, поросль, кормить — подкармливать.
7. Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?
Ищет — искать — подыскать, страна — сторона, кинул — кидать, в краю — во дворе, родном — рожденный.
8. Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай!
9. Подводный — подводного, водяной; перевозят — перевозишь, возить; журнальчик — журнальчиком, журналист; чашечка — чашечке, чаша.
К теме “Морфология. Орфография. Культура речи”
1. Жить в роскоши (ж.), слышишь детский плач (м.), тяжелые рельсы (м.), намажем повидлом (с.), играет на рояле (м.), модельные туфли (ж.), суп из фасоли (ж.), домашние тапочки (ж.), моешь шампунем (м.), повесили тюль (м.), вытирает полотенцем (с.).
2. Уметь - (I) — умение, лазать — (I) — лазание, плавать — (I) - плавание, терпеть — (И) — терпение, сомневаться — (I) — сомнение, воспитывать — (I) — воспитание, вертеть — (II) — верчение.
3. Настали Святки. То-то радость!
Ликует ветреная младость.
Святки — только мн. ч.; младость — только ед. ч. Младость — молодость.
4. Прятаться в пещере (П. п.), сорвать с яблони (Р. п.), животные Австралии (Р. п.), покрыться инеем (Т. п.), путешествовать по Сибири (Д. п.), праздновать на площади (П. п.), узко в талии (П. п.), спасти от гибели (Р. п.).
5. Застрянешь в колее (П. п.), в длинной мантии (П. п.), разбираться в оружии (П. п.), гордиться русскими зодчими (Т. п.), ехать на трамвае (П. п.), вернуться из Дании (Р. п.), на первой стадии (П. п.), письмо от Анастасии (Р. п.).
6. И. п. — здание, Р. п. — здания, Д. п. — зданию, В. п. - здание, Т. п. — зданием, П. п. — о здании.
[зда́нийе].
7. Пачка макарон, варенье из яблок, пара чулок, пара носков, пять килограммов апельсинов, пятьсот граммов помидоров.
8. Догово́ры, инжене́ры, столяры́, то́рты, профессора́, гербы́, шофёры, [ге́рп].
9. Между двумя рядами кольев я оставил небольшой промежуток и заполнил его до самого верха обрезками канатов.
10. Близок локоть, да не укусишь. Рыбка мелка, да уха сладка.
11. Меня этот плот отлично выдерживал, но для большого груза он был слишком легок и мал.
12. Напиток горяч и сладок, его аромат похож на запах каких-то тропических плодов.