Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание безударных личных окончаний глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить умение правильно выбирать гласные в личных окончаниях глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов; определять спряжение приставочных глаголов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка.
Задание. Запишите четверостишие под диктовку, сделайте синтаксический разбор предложения, определите время, вид и спряжение глаголов. Укажите автора и произведение.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Комментарий
Важно не перепутать синтаксическую роль существительного кораблик — это дополнение.
Глагол бежать разноспрягаемый. Большинство форм изменяется по II спряжению: бежишь, бежит, бежим, бежите, форма 3-го лица мн. ч. — по I спряжению: бегут. Отметим чередование согласных в корне глагола.
(Четверостишие из “Сказки о царе Салтане...” А.С. Пушкина.)
2. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Как глаголы распределяются по спряжениям?
— Для чего нужно знать спряжение глагола?
— В каких случаях определение спряжения необязательно?
— Как выбрать нужную гласную для написания личных окончаний глаголов?
2) Упр. 673 — проверка по цепочке.
3) Упр. 674 — устные рассказы по картинкам.
3. Объяснительный диктант.
Наклеим обои, травы стелются, слышим объявление, гонятся за зайцем, овцы блеют, боретесь с сорняками, плещутся в речке, высекает из камня, чует опасность, потерпят поражение, одержат победу, щелкает орешки, машете флажками, знаешь наизусть.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
1) Упр. 675 — комментированное письмо (морфологический и фонетический разбор на доске и в тетрадях).
Комментарий
В личных формах глаголов мурлыкать и кудахтать возможны варианты: мурлычет и мурлыкает; кудахчет и кудахтает (просторечный вариант).
2) Упр. 676 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
3) Упр. 678 — чтение стихотворения, самостоятельная работа.
4) Упр. 679 — выразительное чтение, самостоятельная работа.
Дополнительный вопрос
— Какие средства помогают созданию образов в текстах К.Г. Паустовского и П.А. Вяземского? (Примерный ответ. Образы оживляются с помощью олицетворения, которое создается глаголами, употребленными в переносном значении: речка шныряет, бормочет, напевает, разговаривает, пришептывает; колокольчик плачет, хохочет, визжит.)
IV. Подведение итогов. Рефлексия
— Трудно ли вам определять спряжения?
— Что вам помогает при определении гласных в личных окончаниях глаголов?
Домашнее задание
1. § 119.
2. Упр. 677, 678 — подготовка выразительного чтения стихотворения.