Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: обратить внимание на связь прилагательного с существительным в словосочетании и предложении; показать способ выбора окончаний прилагательных; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять падеж имен прилагательных; применять правила правописания падежных окончаний прилагательных; использовать методы проверки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Рассказ об имени прилагательном.
2. Реализация индивидуального задания.
3. Упр. 573, 574 — чтение описаний (в это время три ученика выполняют на доске фонетический, морфологический и пунктуационный разбор).
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 102, с. 86).
Вывод. Окончания прилагательных совпадают с окончаниями вопросов к ним.
2. Чтение правила на с. 86 и теоретических сведений на с. 87 и 88.
3. Задание. Выпишите из текста словосочетания “существительное + прилагательное”, устно объясните выбор окончаний прилагательных. Вспомните, из какого произведения взят фрагмент.
(Текст записан на доске.)
Дворец. Классная комната королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя королева. Перед ней седобородый профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.
Примечания
1) Можно усложнить задание и попросить выписать словосочетания “существительное + прилагательное”, сгруппировав их по падежам.
2) Обратим внимание на произношение окончаний в Р. п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук [в].
(Это фрагмент из сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”.)
3) Запишем ответы на доске и в тетрадях.
И. п.: классная комната, широкая доска, четырнадцатилетняя королева, седобородый профессор.
Р. п.: из розового дерева, на старинного астролога.
Т. п.: длинным золотым пером.
П. п.: в резной золотой раме, на бархатной подушке, в докторском причудливом колпаке.
Дополнительные вопросы
— Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам? (В косвенных падежах.)
— Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И. п. и В. п. по вопросам? (Примерный ответ. Потому что в И. п. и В. п. (неодушевл.) прилагательные мужского рода отвечают на один вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 578 — комментированное письмо.
2. Упр. 579 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение.
3. Упр. 580 — выразительное чтение, обсуждение заданий, самостоятельное выполнение.
Варианты заглавий: “Разноцветный снег”, “Какого цвета снег?”, “Цвета снега”.
(Два ученика выполняют на доске морфемный и фонетический разбор, третий составляет схему последнего предложения.)
4. Упр. 582 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение.
V. Занимательная лингвистика
(Слова записаны на доске, учитель их не произносит. Подсказка: дело в произношении слов.)
— Укажите лишнее слово.
1) Синего, большого, немного, прекрасного (немного — произносится (г]).
2) Прилично, привычно, скучно, отлично (скучно — произносится [ш]).
3) Строго, старого, берлога, дорога (старого — произносится [в]).
VI. Подведение итогов
— Как с помощью вопросов можно определить гласные в окончаниях прилагательных?
— В каких падежах нельзя проверить гласные в окончаниях прилагательных?
Домашнее задание
1. § 102.
2. Упр. 581.
3. Рабочая тетрадь: задание 129 (с. 66).