Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Морфологический разбор имени существительного - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развивать навыки морфологического разбора, монологической речи, работы с тестами; формировать навыки самоконтроля.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять разбор; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашней работы.
Словарный диктант.
Великая Отечественная война, об армии, офицеры, молодежь, о юбилее, инженеры, необъятный, каучук, фарфор, апельсин, мандарин, цемент, щавель, свёкла, силос, хлопок.
III. Работа по теме урока
1. Рассказ о порядке морфологического разбора имени существительного (§ 100, с. 79).
2. Устный и письменный морфологический разбор существительных из предложения:
Картография — наука о составлении географических карт.
3. Диктант.
Вы когда-нибудь видели, как кормится енот? Он обычно стоит у водоема, опустив передние лапы в воду, и ощупывает ил проворными чувствительными пальцами, выискивает в нем лягушек, рыбу, раков и прочую живность. Еноты, прежде чем съесть какой-нибудь кусочек, тщательно прополаскивают его.
(40 слов)
(Э. Сетон-Томпсон)
Примечание
Знаки препинания во втором и третьем предложениях необходимо прокомментировать (выделение деепричастных оборотов и придаточных предложений еще незнакомо ученикам).
Грамматическое задание
1. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.
2. Сделайте морфологический разбор имен существительных: вариант I — (у) водоема, вариант II — пальцами.
3. Обозначьте падежи существительных: вариант I — одушевленных, вариант II — неодушевленных.
IV. Тест по теме “Имя существительное”
Тест 22 (по вариантам): см. КИМы.
Домашнее задание
§ 88—100 - повторить (подготовка к контрольной работе).