Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: обосновать выбор гласных о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило выбора гласных о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Упр. 555 — обсуждение вопросов (в это время три ученика выполняют на доске пунктуационный, морфемный и фонетический разбор).
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и постановку знаков препинания, составьте схему предложения.
Суворов говорил: “Тяжело в ученье, легко в бою”.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 99, с. 76), формулировка вывода.
2. Работа по учебнику.
1) Упр. 556 - комментированное письмо (на доске и в тетрадях).
2) Упр. 557 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
IV. Повторение темы “Диалог”
Упр. 558 — чтение (сначала про себя, затем по ролям); запись диалога; выполнение морфологического и пунктуационного разбора на доске и в тетрадях.
V. Тестовое задание
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) написать в тетрад.., деревья в ине..;
2) о решени.. задач..;
3) манить калач..м, проходить марш..м;
4) путешествовать по Якути.., встретиться в воскресень...
VI. Лингвистическая игра “Четвертое лишнее”
Определите лишнее слово на слух:
1) камыш, мышь, карандаш, малыш (мышь — женского рода);
2) доктор, профессор, договор, мастер (договор — догово́ры, в остальных случаях окончание в Р. п. -а).
VII. Подведение итогов
— От чего зависит выбор гласных о — е после шипящих в окончаниях существительных?
Домашнее задание
1. § 99.
2. Упр. 559 — подготовка к диктанту.
3. Контрольные вопросы и задания (с. 78).