Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Буквы о — а в корне –раст- — -ращ- — -рос- - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать условия выбора букв о и а в корне –раст- — -ращ- — -рос-; учить распознавать слова с этим корнем; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять корень –раст- — -ращ- — -рос-; применять правило написания вариантов корня; строить рассуждение; отличать корни с гласными, проверяемыми ударением, от корней с чередующимися гласными.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Расскажите о правописании корня –лаг- — -лож-.
— Можно ли проверить правописание этого корня ударением?
2. Упр. 450 — чтение и обсуждение описаний рисунка.
III. Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете, слова, написанные на доске (выращивать, растение, подрос), однокоренные? Обоснуйте свое мнение.
— Почему в таком случае в корне чередуются не только гласные, но и согласные?
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдение над теоретическим материалом учебника (§ 85, с. 34).
2. Обсуждение вопросов и сверка выводов с правилами (с. 35, 36).
— Проверяются ли ударением слова с корнем –раст- — -ращ- — -рос-?
— Что общего в правилах правописания корней –лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос-?
Выводы:
1) слова с корнем –раст- — -ращ- — -рос- нельзя проверить ударением;
2) общим в правилах правописания корней –лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос- является то, что гласная корня зависит от последующих звуков (букв).
Комментарий
Приведем еще несколько исключений из правила: Ростов, Ростислав, ростовщик.
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 451 — комментированное письмо.
2. Упр. 452 — выполнение заданий (устно).
3. Упр. 453 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
4. Упр. 455 — выразительное чтение, морфемный разбор окказионализма (с) подприсосёночком.
5. Тестовое задание.
В каком слове пропущена буква о?
1) обр..сли;
2) выр..щены;
3) водор..сли;
4) р..сточек.
VI. Занимательная лингвистика
Научимся сегодня одной лингвистической игре — отгадыванию шарад. Шарада — это игра-загадка, в которой загаданное слово делится на части, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть, а также целое слово образно описываются.
Например: первое — отдельная фигура танца; второе — гласный звук, предлог; третье — скопление водорослей на дне; целое — сеть, которую плетет насекомое.
(Ответ: паутина (па — у — тина).)
Запишите шараду, обозначьте изученные на уроке корни с вариантами морфем, отгадайте слово.
Начало слова - лес,
Конец — стихотворенье,
А целое растет,
Хотя и не растенье. (Бор — ода.)
VII. Подведение итогов
— Можно ли проверить правописание корня –раст- — -ращ- — -рос- ударением? Почему?
Домашнее задание
1. § 85.
2. Упр. 454 (письменно), 456 (устно).
3. Рабочая тетрадь: задание 108 (с. 57).