Буквы о — а в корне –лаг- — -лож- - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы о — а в корне –лаг- — -лож- - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать условия выбора букв о и а в корне –лаг- — -лож-, развивать навыки морфемного разбора, рассуждения; прививать культуру правильной речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять корень –лаг- — -лож-; применять правило написания вариантов корня; строить рассуждение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Задание из рабочей тетради.

2) Упр. 444 — подготовленный диктант.

Грамматическое задание. Обозначьте приставки, сделайте фонетический разбор слова книг.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Замените существительные с предлогами прилагательными с приставками.

Человек без сердца, ночь без звезд, работа без пользы, вещество без примесей, местность без воды, гласный без ударения, дорога без конца, положение без выхода, деспот без жалости.

(Бессердечный человек, беззвездная ночь, бесполезная работа, беспримесное вещество, безводная местность, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, безжалостный деспот.)

— Можно ли сделать обратную замену (превратить прилагательные с приставками в существительные с предлогами) в следующих случаях? Почему?

Безмятежная улыбка, безмолвное согласие, беспечный юноша.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

В течение нескольких уроков мы будем изучать варианты морфем в корне. Начнем с чередований букв о и а в корне –лаг- — -лож-. Понаблюдаем за изменением гласных в корне и сделаем вывод (слова записаны на доске).

Прилагательное, выложить, положение, полагаться, положить, заложить, предполагать, слагаемое, предположим, предложный, изложение.

Рассуждение и вывод. Гласные корней всех слов, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные. После корня -лож- стоят разные буквы: е, и, н, после корня –лаг- — буква а.

Итак, в корне –лаг- — -лож- в безударном положении пишется а, если за корнем тоже стоит о; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а).

Значит, пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.

2. Чтение диалога и правила (§ 84, с. 32—33).

3. Особенности корня –лаг- — -лож-.

— Попробуйте найти в орфографическом словаре слова на букву л с корнем -лаг- (имеются в виду слова с тем же значением корня, что мы рассматриваем).

Таких слов в словаре нет. Значит, слова с этим корнем существуют только с приставками.

Обратим внимание на корень -лож-. Слов ложитъ, покласть нет в русском языке (это довольно частые речевые ошибки), есть слова положи́ть, класть. Это так называемые супплетивные формы, т. е. образованные от разных корней, но имеющие одинаковое значение. Есть и другие слова с супплетивными формами: человек — люди, ребенок — дети, я — мне, он — ему.

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 447 - комментированное письмо.

(Ответ. Сочетания слов: возложить венок, предложить помощь, проложить путь.)

2. Упр. 448, 449 — самостоятельная работа со словарем, обсуждение.

V. Подведение итогов

— Можно ли безударные гласные в корне –лаг- — -лож- проверять ударением?

Домашнее задание

1. § 84.

2. Упр. 450.






Для любых предложений по сайту: [email protected]