Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание гласных и согласных в приставках - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках; формировать навыки анализа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ диктанта
Подведем итоги: кто нашел в тексте диктанта больше слов с вариантами морфем? Прочитаем эти слова.
III. Анализ выполнения тестов
IV. Актуализация знаний
Задание из рабочей тетради.
V. Самоопределение к деятельности
Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные — под ударение, согласные — перед гласными или сонорными согласными.
VI. Работа по теме урока
1. Беседа.
Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит оттого, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:
надколоть — надорвать, надрубить;
подпилить — подождать, поднимать; по́дпол;
промахнуться — про́мах и т. д.
2. Чтение теоретического материала учебника (§ 82, с. 28).
Комментарий
Обратим внимание на приставку с-. Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим — [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/глухости и твердости/мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.
Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, соврать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).
3. Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).
Приставка |
Примеры |
над- (надо-). |
Надкусить, надорвать |
под- (подо-) |
Подбежать, подобраться |
с- (со-) |
Сверить, собрать |
в- (во-) |
Втереть, вогнать |
об- (обо-) |
Обзор, обозрение |
пред- (предо-) |
Предложение, предоставить |
от- (ото-) |
Отбор, отозвать |
— Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. (Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных.)
VII. Закрепление изученного материала
1. Упр. 433 — комментированное письмо.
2. Упр. 436 — чтение, обсуждение вопросов (самостоятельное выполнение).
Дополнительный вопрос
— В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?
Комментарий
Антонимы-наречия есть в первой пословице: трудно — легко. Антонимы-глаголы — в пятой: взять — отдать.
3. Упр. 435 — выполнение заданий (самостоятельная работа).
VIII. Подведение итогов
— Как можно проверить гласные и согласные в приставках?
Домашнее задание
1. § 82.
2. Упр. 434.
3. Работа над ошибками.