Морфемный разбор слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Морфемный разбор слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить понятие о порядке морфемного разбора; развивать навыки устного и письменного морфемного разбора; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.

2. Слова с вариантами морфем: чиста — чище, теплей — тёплый, ярче — яркий, злых — зол, надолго — продолжить.

III. Работа по теме урока

1. Упр. 432 — отрабатываем устный разбор слов, добиваемся четкости, логичности ответов. (В это время на доске два ученика выполняют письменный разбор слов (в) сарафанчике, уходит. Остальные три слова разбираем самостоятельно в тетрадях.)

Комментарий

Напомним, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы слова определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.

2. Тестовое задание.

В каком слове нет корня с чередующимися согласными?

1) редкость;

2) дружба;

3) снеговик;

4) трава.

IV. Занимательная лингвистика

К корню глагола исхитриться добавьте приставку от существительного перемена, приставьте суффикс глагола ходить, добавьте суффикс прошедшего времени глагола, окончание существительного океан и узнаете, как Балда из сказки А.С. Пушкина победил чертей.

(Балда чертей перехитрил.)

V. Подведение итогов

— Какие части слов могут иметь неодинаковый звуковой состав?

— Приведите примеры чередований при образовании слов.

— Приведите примеры чередований при изменении слов.

— Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? (Примерный ответ. Звонкие и глухие согласные звуки могут чередоваться: бегу — бег ([г] — [к]), лодочка — лодка ([д] — [т]).)

— Какие звуки могут быть беглыми? Почему они так называются?

Домашнее задание

1. § 81.

2. Упр. 416 — устный и письменный разбор оставшихся слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]