Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Синонимы (продолжение) - Лексика. Культура речи
Цели урока: закрепить представление учащихся о синонимах, их смысловых и стилистических различиях, роли в речи; развивать умение пользоваться словарём синонимов, определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к словам, определять смысловые и стилистические различия слов-синонимов, преодолевать неоправданное употребление одних и тех же слов с помощью подбора синонимов.
Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия, сообщений учителя и словарей. Синтез знаний. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Отгадай-ка”.
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран,
На море я гроза для шхун, а называюсь я... (тайфун).
Я — синоним луны и омоним двенадцатой части года... (месяц).
— Какие известные вам лексические понятия используются в создании этих загадок?
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы на понимание:
— Являются ли синонимами пары прилагательных из домашнего упражнения?
— Почему их нельзя использовать с каждым из существительных?
III. Роль синонимов в речи.
1. Выполняя задания, учащиеся постепенно накапливают материал, позволяющий сделать вывод о том, с какой целью в речи используются синонимы.
1) Упр. 364: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова.
2) Упр. 365: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова, служат средством выражения смысловой связи между предложениями.
2. Упр. 367 сопровождается комментарием о выборе того или иного слова из синонимического ряда.
— Что необходимо учитывать при выборе слова?
— Всегда ли легко это сделать?
— Какие источники помогают выбрать нужное слово?
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Учащиеся работают с глаголами в рамочке на с. 366, затем самостоятельно выполняют упр. 366.
V. Подведение итогов урока.
Взаимопроверка усвоения темы с помощью самостоятельно подготовленных контрольных вопросов.
VI. Домашнее задание.
Подбор материалов для устного выступления на тему “Как используются синонимы в статьях толкового словаря?”