Синонимы (продолжение) - Лексика. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Синонимы (продолжение) - Лексика. Культура речи

Цели урока: закрепить представление учащихся о синонимах, их смысловых и стилистических различиях, роли в речи; развивать умение пользоваться словарём синонимов, определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к словам, определять смысловые и стилистические различия слов-синонимов, преодолевать неоправданное употребление одних и тех же слов с помощью подбора синонимов.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия, сообщений учителя и словарей. Синтез знаний. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов. Умение работать в паре, оценка действий партнёра.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Отгадай-ка”.

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран,

На море я гроза для шхун, а называюсь я... (тайфун).

Я — синоним луны и омоним двенадцатой части года... (месяц).

— Какие известные вам лексические понятия используются в создании этих загадок?

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы на понимание:

— Являются ли синонимами пары прилагательных из домашнего упражнения?

— Почему их нельзя использовать с каждым из существительных?

III. Роль синонимов в речи.

1. Выполняя задания, учащиеся постепенно накапливают материал, позволяющий сделать вывод о том, с какой целью в речи используются синонимы.

1) Упр. 364: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова.

2) Упр. 365: более точно и образно выражают мысль, позволяют избежать повторов одного и того же слова, служат средством выражения смысловой связи между предложениями.

2. Упр. 367 сопровождается комментарием о выборе того или иного слова из синонимического ряда.

— Что необходимо учитывать при выборе слова?

— Всегда ли легко это сделать?

— Какие источники помогают выбрать нужное слово?

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Учащиеся работают с глаголами в рамочке на с. 366, затем самостоятельно выполняют упр. 366.

V. Подведение итогов урока.

Взаимопроверка усвоения темы с помощью самостоятельно подготовленных контрольных вопросов.

VI. Домашнее задание.

Подбор материалов для устного выступления на тему “Как используются синонимы в статьях толкового словаря?”






Для любых предложений по сайту: [email protected]