Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Синонимы - Лексика. Культура речи
Цели урока: познакомить с содержанием понятия “синонимы”, смысловыми и стилистическими различиями синонимов, функцией синонимов в речи; научить пользоваться словарём синонимов, определять общее лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к словам, определять смысловые и стилистические различия слов- синонимов, преодолевать неоправданное употребление слов с помощью подбора синонимов.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Ход урока
I. Орфоэпическая разминка.
Закончите фразу, несколько раз повторите слова, завершающие стихи.
Чтоб Марфа не казалась блёклой,
Ей щеки натирают... (свёклой).
Антон меня предупредит:
По телефону... (позвонит).
Подумаем над вариантом Украсить платье пышным... (бантом).
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Учащиеся читают составленные предложения, комментируют явление омонимии. Класс выбирает лучшее предложение, составленное с соблюдением всех условий и оригинальное. Учитель предлагает сопоставить термин омонимы с вынесенным в заголовок нового урока термином синонимы.
— Что в этих словах общего?
— Значение какого элемента слова нам пока неясно?
— Каким источником мы можем воспользоваться, чтобы определить это значение? (Этимологическим словарём.)
III. Изучение нового материала.
1. Учитель проецирует на доску статью из толкового словаря:
Синоним, -а, м. (от греч. synonymos — одноимённый). В языкознании слово, совпадающее или близкое по значению с другим, например путь и дорога, смелый и храбрый, пылать и полыхать. Словарь синонимов.
Учащиеся комментируют содержание словарной статьи, называют лексическое и грамматическое значение слова, выявляют, сколько у слова значений, есть ли у него омонимы, анализируют примеры.
2. Самостоятельная (или под руководством учителя, в зависимости от подготовки класса) работа над материалами учебника (с. 161 —162), составление плана рассказа о синонимах, запись в тетрадь-справочник определения понятия синонимы, подготовка выразительного чтения стихотворения С. Я. Маршака (с рекомендацией учащимся несколько раз проговорить трудные слова, встретившиеся в стихах).
Контрольные вопросы:
— Чем отличаются друг от друга слова бегемот и гиппопотам? (Употребляются в разных сферах, стилях речи.)
— Чем отличаются друг от друга слова бежать и мчаться? (Мчаться имеет дополнительный оттенок.)
Учащиеся в тетради-справочнике составляют таблицу-вывод о смысловых и стилистических различиях синонимов с использованием данных примеров.
3. Тренировочные упражнения: упр. 359—362. Работа сопровождается устным лексическим комментарием, а также синтаксическим и пунктуационным анализом составленных по заданиям к упражнениям примеров. Особое внимание уделяется характеристике различий, которые есть у синонимов в упражнениях (учащиеся используют таблицу, составленную в тетради-справочнике, дополняя её новыми примерами).
IV. Знакомство со словарями синонимов русского языка.
Учитель предлагает учащимся словари, которые есть в учебном кабинете, либо готовит материал в электронном виде. Основная задача — проанализировать структуру словарной статьи, познакомить с понятием “синонимический ряд”, выявить, какое слово в статье помещено первым и почему, сравнить со статьёй толкового словаря. Ниже представлена статья из словаря синонимов, составленного под редакцией А. П. Евгеньевой.
Несправедливый (основанный на неправильном, пристрастном отношении к кому-, чему-л.). Несправедливое подозрение. Несправедливая оценка. Незаслуженный (полученный или данный, сделанный и т. п. не по заслугам, вопреки справедливости). Напрасный (совершенно необоснованный). Напрасное обвинение. — Антонимы: справедливый, заслуженный, законный.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. Упр. 363.