Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Прямое и переносное значение слов - Лексика. Культура речи
Цели урока: познакомить с понятиями “прямое и переносное значение слов”, научить находить слова с переносным значением в тексте, определять прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова с переносным значением.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Расширение представления о значении слова. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Ход урока
I. Фонетическая разминка.
Определите звуковой состав данных слов, прочитайте их в обратном порядке и запишите новые слова, не забывая о законах русской графики: шум, парк, туз, шёл, альт. (Муж, краб, суд, ложь, тля.)
II. Проверка домашнего задания.
Определите, в каком значении употреблено слово полотно в предложении: Михайлов взял палитру и большой пук кистей, несколько минут неподвижно простоял перед полотном и вдруг решительно провёл кистью широкую полосу (По М. Арцыбашеву).
— Какие известные вам многозначные слова ещё встретились в этом предложении? В каком значении они здесь употреблены? (Кисть, палитра.)
III. Изучение нового материала.
1. Сбор материала для освоения нового понятия.
Анализ словарной статьи прилагательного “свирепый” (с. 182), с которым учащиеся работали на предыдущем уроке: расшифровка пометы перен.
Помета — применяемый в словарях способ краткой характеристики слова, выраженный принятым сокращением соответствующего термина.
Перен. — переносное значение.
Учащиеся находят на этой же и соседней страницах словаря слова с такой же пометой: седой, серебряный, трубить, тушить, увядать, флюгер, хмурый, хрустальный; обращают внимание, что в перечне значений переносное стоит на последнем месте; выдвигают свои предположения относительно того, почему эти значения называются переносными. Определяют, исходя из темы урока, как называется то значение, у которого нет такой пометы, — прямое.
2. Чтение, анализ и запоминание теории на с. 157, 158.
3. Упр. 347. Слова записываются в два столбика, последние дополняются следующими сочетаниями (они либо читаются учителем, либо выносятся на доску): голая истина; доказать свою точку зрения; сахарные речи; дикий нрав; пёстрый слог; маска равнодушия; западный ветер; каменная глыба; гнать стадо; дикая мысль; путеводитель по городу; пешка в чужой игре.
4. Упр. 348. Выполнение сопровождается выделением орфограмм и их комментированием при проверке. Учителю следует учесть, что в современном языке (это отражено и в словаре учебника) значение цвета у прилагательных с первичным смыслом “сделанный из коралла, сапфира, золота и пр.” не рассматривается как переносное, хотя именно эти прилагательные в данном тексте используются в качестве выразительных средств.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Упр. 350, 351. На основе данных упражнений учитель может познакомить учащихся с понятием метафоры.
V. Подведение итогов урока.
— В каком стиле речи чаще всего используются слова в переносном значении?
VI. Домашнее задание. 1) Выписать из словаря три многозначных слова, имеющие переносное значение, составить с ними два сложных предложения. 2) Подготовиться к словарному диктанту.