Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Однозначные и многозначные слова - Лексика. Культура речи
Цели урока: познакомить с понятиями “однозначное слово”, “многозначное слово”; научить распознавать однозначные и многозначные слова, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; совершенствовать навык работы со словарём; развивать потребность обращения к толковому словарю.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Расширение представления о значении слова. Извлечение информации из учебных текстов и справочной литературы. Переработка текстовой информации в схему. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Найдите ошибки, исправьте их и прокомментируйте.
1. Он был резок и нестерпим в своих высказываниях (нетерпим). 2. Гончий автомобиль едва не перевернулся (гоночный). 3. Помещик был груб со своими придворными (дворовыми). 4. Дыхание больного стало отрывистым (прерывистым).
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся принимают участие в перекрёстном опросе по материалам предыдущего занятия. На доске три ученика записывают слова из домашнего задания. Составленные кроссворды учитель собирает и в дальнейшем может использовать для организации лингвистической разминки.
III. Изучение нового материала.
1. Под руководством учителя учащиеся (с различной степенью самостоятельности в зависимости от уровня подготовки класса) осваивают теоретический материал, имеющийся в учебнике (с. 153—154), фиксируют основные сведения в обобщённом виде, сопровождают их примерами из упр. 338, 339.
2. К материалам упр. 341 желательно добавить несколько словосочетаний: свежее дыхание, свежий хлеб, свежая капуста, свежие силы, свежий румянец, свежие воспоминания, свежие новости, а также слова для справок: недавно приготовленный; натуральный, не подвергнутый обработке; обновлённый; здоровый; отчётливый, хорошо сохранившийся; недавно появившийся.
3. Упр. 342: выразительное чтение стихотворения, определение, сколько лексических значений слова хвост упоминается в нём.
Учитель может дополнить материал такими примерами: Я оказался в самом хвосте очереди; У моей сестры два хвоста: по математике и по физике. Учащиеся определяют, для какого стиля речи свойственно употребление слова хвост в таких значениях. (Для разговорного стиля.)
4. Работа со словарём: учащиеся находят однозначные и многозначные слова (можно в группах, предложив каждой подобрать слова определённой части речи), придумывают свои примеры с данными словами.
5. Обыгрывание многозначности в стихотворениях А. Шибаева, Л. Мартынова (упр. 343, 344).
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Межгрупповое соревнование: какая группа за отведённое время составит больше словосочетаний (или коротких предложений) со словами, употребив их в разных значениях. Значения в словосочетаниях одной группы не должны повторяться: острый (у слова 10 значений), пустой (7), лицо (6), тянуть (25), мягкий (10), нос (6).
V. Подведение итогов урока.
Вопросы на выявление понимания темы:
— Что помогает определить значение многозначного слова? (Контекст.)
— Сколько значений имеет слово в контексте? (Одно.)
— Слово какой части речи оказалось на уроке лидером по многозначности? (Глагол.)
— Как в словаре обозначена многозначность слова?
VI. Домашнее задание. Упр. 340 (выполнить, используя статью из толкового словаря).