Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Описание предмета. Сочинение-описание предмета - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить и систематизировать знания об описании как функционально-смысловом типе речи, о структуре описательного текста; научить выявлять особенности описания предмета в зависимости от стиля речи; совершенствовать умение редактировать описательный текст; написать сочинение-описание предмета.
Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Анализ текстов — описаний предмета.
На данном уроке учащимся необходимо уяснить особенности описания в разных стилях речи, для чего в учебнике предлагаются два текста (с. 137). В то же время первый из данных текстов включает в свой состав только небольшой фрагмент описания и представляет собой рассказ об истории жостовского промысла. Поэтому учителю стоит использовать для сопоставления описаний также и другие тексты (ниже представлен один из вариантов).
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет на чёрном или красном фоне. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, который связан с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трёх или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. (По материалам Энциклопедии Кирилла и Мефодия)
1. Чтение и сопоставление текстов, работа по вопросам учебника.
— О каком подносе идёт речь в первом (научном) тексте? О подносе вообще или о конкретном предмете? Что описывается во втором тексте?
— Почему оба текста относятся к описаниям? Докажите наличие детализации отбором соответствующих элементов в каждом тексте.
— В каком из текстов чувствуется отношение автора к описываемому предмету? Где представлена только объективная информация?
Выводы: 1) описание представляет собой такой тип текста, в котором предмет представлен через сообщение о его признаках, особенностях, характеристику его отдельных частей; 2) в художественном описании используются различные образные средства, отражается отношение пишущего к этому предмету; 3) научное описание более полно изображает предмет, художественное — более эмоционально.
2. Групповая работа. Учащиеся получают раздаточный материал, читают тексты, выявляют их тип, определяют, к какому стилю относятся тексты. Группа готовит выступление с результатами своего анализа.
Текст 1. Игрушки в этот раз были размером поменьше, чем обычно, это специально, чтоб легче нести. Кто понимал, знал, что маленькие игрушки лепить ничуть не легче крупных, даже труднее. Попробуй-ка слепить маленькую лошадку, завей-ка ей гриву, заплети-ка в узор хвостик, обозначь ушки, а потом кисточкой наведи маленькие узоры, чтоб и глазок был выразительный и копыта звонкие. А волшебное дерево маленького роста! Да ещё наливные яблочки на нём. Попробуй слепи!” (По В. Крупину)
Текст 2. Дымковская игрушка — местный художественный промысел, возникший на основе гончарных традиций. Расписывают игрушки темперными красками. Использование широкой гаммы (до десяти цветов) придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из металла, наклеенные поверх узора. (По Энциклопедии Кирилла и Мефодия)
Текст 3. Немецкая овчарка — сильная, энергичная собака, с хорошо развитой мускулатурой. Голова клинообразной формы. Уши стоячие, высоко поставленные. Спина прямая, широкая. Круп плавно спускается к основанию хвоста. Хвост саблевидный, держится книзу. Шерсть густая, средней длины, имеет яркий окрас. (По Энциклопедии Кирилла и Мефодия)
Текст 4. Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючим репейником, осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы “боевых схваток”. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом. (По А. Куприну)
II. Редактирование текста описательного типа.
Учащиеся работают с упр. 301, исходя из заголовка, выясняют, какой тип речи должен использовать пишущий, определяют основную мысль сочинения ученика, вносят в него необходимую правку, составляют обобщённый план, который можно использовать при описании предмета: 1) общая характеристика предмета; 2) особенности предмета: размер, цвет, форма, назначение; характеристика отдельных деталей; 3) чем предмет интересен (дорог, памятен и др.).
Подводя итог данной работе, учитель ещё раз обращает внимание учащихся на то, что при описании предмета чаще всего используются глаголы в форме настоящего времени.
III. Сбор материала к сочинению-описанию предмета.
В соответствии с составленным планом учащиеся собирают материал к сочинению-описанию принесённого из дома предмета. Придумывают заголовок, формулируют основную мысль сочинения. Сбор материала сопровождается работой с альбомами, посвящёнными народным промыслам, и подготовленными дома материалами. Возможна группировка учащихся по видам промыслов для взаимного обсуждения материала.
IV. Написание сочинения.
V. Домашнее задание. Упр. 298 (слова расположить по алфавиту).