Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Алфавит - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: активизировать знание алфавита; познакомить с историей русского алфавита; развить умение располагать слова в алфавитном порядке, правильно произносить названия букв; совершенствовать умение различать звуковой и буквенный состав слов; научить правильно читать аббревиатуры, находить и исправлять ошибки, связанные со смешением букв и звуков.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста. Анализ явлений. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Сколько звуков [ф] и [ш] в стихотворении А. Яшина? (Работу можно организовать по вариантам.) Зачем поэт использует эти повторы?
Пусть тишина, в глуши ни души —
Всё равно гул в ушах:
В шорохи трав и в шумы вершин
Вслушиваюсь, не дыша. (Ответ: [ф] — 5; [ш] — 9.)
II. Проверка домашнего задания.
1. Взаимоотчёт и взаимопроверка найденных по условиям упражнения слов.
2. Характеристика темы текста и его основной мысли.
III. Освоение темы урока.
1. Учащиеся повторяют те сведения об алфавите, которые им известны.
2. Работа с теоретическим материалом на с. 133. Вначале учитель проводит орфоэпическую работу: склоняется слово алфавит (с различными предлогами): для алфавита; по алфавиту; с алфавитом; в алфавите; затем проговаривается числительное: около восемьсот шестьдесят третьего года; прилагательное украинский. После чтения в словари выписываются слова: старославянский, кириллица.
Записываются предложения: Кириллица — азбука старославянского языка. Она легла в основу русского, украинского, белорусского, сербского и болгарского алфавита. Устно комментируется пунктуация (может быть дополнена составлением схем).
3. Работа с материалами для наблюдения на с. 133 и с упр. 300 (с. 136). Сопоставление строения слов азбука и алфавит. Следует иметь в виду, что буква “есть” изображалась в кириллице несколько по-другому: G (е), кроме того, буква “зело” вообще исключена из русского алфавита, в нём в изменённом виде осталась буква “земля”.
4. Чтение диалога на с. 133—134. Предварительно учитель акцентирует внимание учащихся на знаках препинания, которыми сопровождаются реплики героев. После чтения диалога учащиеся повторяют мысль о том, зачем надо знать порядок расположения букв в алфавите, и выписывают в словари слова энциклопедия, кинотеатр, афиша.
5. Выполнение упр. 290—292, 296 сопровождается чётким проговариванием названий букв (наиболее плохо запоминаемые названия букв представлены в рамочке на с. 134). Сведения о количестве букв каждой из групп выучиваются (таблица упр. 290). Данные сведения учащиеся сопоставляют со своими знаниями о количестве звуков в русском языке (согласных — 36, гласных — 6: гласных звуков меньше, чем букв, согласных звуков больше).
6. “Географическое лото”. Учащиеся по очереди называют букву алфавита и город, название которого начинается с этой буквы. С какой буквы будут писаться эти слова? (С заглавной.) С каких букв не начинаются слова? (Ы, ъ, ь.) Для любознательных: в большом географическом атласе есть 14 географических названий на букву ы (в основном корейские) и два на букву ё. В случае затруднения в подборе слова на очередную букву на помощь приходит учитель или кто-либо из учеников (трудности в основном возникают при подборе слов на букву й и на буквы последней части алфавита. Можно предложить города: Йорк, Ханой, Цюрих, Чита, Шанхай, Щорс, Энгельс, Юрмала, Ярославль).
7. Работа с аббревиатурами в упр. 294 предваряется информацией о том, что слова такого типа могут читаться по-разному: буквами и звуками. То есть бывают буквенные аббревиатуры и звуковые. Например: МГУ — “эм — гэ — у” читается буквами, а МИД — [м’ит] — звуками. В то же время за аббревиатурой США закрепилось особое произношение — по буквам, но так, как они (буквы “эс” и “ша”) произносятся в просторечии, а не в литературном языке: [сэ — шэ — а].
8. При выполнении упр. 295 учитель предупреждает о том, что в библиотечном перечне имя стоит после фамилии, причём это касается как русских авторов, так и зарубежных. Кроме того, ученикам надо принять решение: как расположить по алфавиту фамилии, начинающиеся с одной и той же буквы (Толстой, Тургенев, Твен)?
IV. Закрепление изученного.
Упр. 296, 298.
V. Подведение итогов урока.
В форме ответа на вопрос, сформулированный в упр. 297.
VI. Домашнее задание. Найти сведения о народных промыслах; принести из дома предмет народного промысла.