Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Обобщение материала по теме Синтаксис и пунктуация - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: обобщить изученный материал; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки, навык самооценки; развивать способности учащихся строить высказывание на лингвистическую тему.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Самооценка и коррекция. Познавательные УУД. Синтез знаний. Построение рассуждения на основе плана. Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе. Оценка деятельности товарищей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Разбейте слова на две группы. По какому принципу вы это сделали?
Сотрудник, собеседник, советник, соотечественник, соплеменник, соавтор, собрат, создатель, соучастник, сорванец, сослуживец.
— К какой из этих групп вы отнесёте слово спутник?
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся в группах разыгрывают телефонные диалоги, написанные дома.
III. Повторение изученного материала.
1. Беседа по вопросам и заданиям учебника (с. 119).
2. Подготовка рассказов на лингвистическую тему: “Члены предложения” (пункты 2—4); “Пунктуационные правила” (пункты 5, 6, задний форзац).
3. Упр. 257: выразительное чтение, определение темы, основной мысли, стилистическая характеристика, использование текста для иллюстрации пунктуационных правил (работа идёт по группам, каждая отвечает за своё правило и подбирает из текста примеры). Учитель обращает внимание учащихся на то, что в тексте есть знаки препинания на те правила, которые учащимся ещё не известны.
4. Составление предложений по схемам: упр. 258 выполняют более сильные ученики; упр. 259 — остальные.
IV. Контроль за усвоением темы.
1. Самостоятельно выполняется упр. 260. Дополнительное задание: используя два предложения по выбору, составить предложения с прямой речью по схемам: А: “П”. “П”, — а. Учитель говорит, что все высказывания принадлежат поэту А. Т. Твардовскому.
2. Диктант с последующей взаимопроверкой или списывание выведенного на доску текста с заданием расставить пропущенные знаки препинания.
ВЕРА В ПОБЕДУ
Поверхность толстой стены была мокрой, но Сергей стоял крепко. Теперь Любка уже сама влезла ему на плечи по спине. Зубцы башни оказались на уровне её груди, и она легко влезла на башню. Ветер рвал её платье и жакет.
Любка вынула из-за пазухи свёрток, нащупала продетый сквозь сборку у узкого края шпагат* и прикрепила к флагштоку*. Ветер подхватил флаг с неистовой силой.
Утром над пасмурным небом на здании школы развевался по ветру красный флаг. Люди смотрели на него и верили в скорую победу над фашистами. Они говорили: “Это для нас, советских людей”. (91 слово) (По А. Фадееву)
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся проводят самоанализ усвоения темы “Синтаксис и пунктуация”.
VI. Домашнее задание. Повторить памятку “Как готовиться к сжатому изложению” (с. 170).