Синтаксический разбор простого предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Синтаксический разбор простого предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: познакомить со структурой синтаксического разбора простого предложения; научить устному и письменному разбору; совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Коррекция. Познавательные УУД. Работа с планом. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Ведение диалога. Оценка деятельности товарища.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Найдите подлежащее в предложении Наступило долгожданное послезавтра. Что необычного в этом подлежащем? (Выражено наречием.) Какими частями речи оно чаще всего выражается? Что вы ещё можете сказать об этом предложении?

II. Изучение нового материала.

1. Порядок синтаксического разбора (с. 104). Чтение образцов устного и письменного разбора.

— Является ли текстом устный разбор? Подтвердите свою мысль.

— Какой стиль речи использован при создании этого текста?

2. Учащиеся записывают образец письменного разбора с дополнениями, сделанными под руководством учителя (учителю необходимо обратить внимание на то, что в образце письменного разбора отсутствует запись “с однородными определениями” — п. 6 плана разбора).

3. Упр. 227, 228 (предложения 1, 2).

Лексическая работа: запись в словарики слов перрон, пассажир, сопка. Определение их лексического значения в виде предложений с тире между подлежащими и сказуемыми: перрон — пассажирская платформа на железнодорожной станции; пассажир — человек, который совершает поездку на поезде, автобусе, трамвае, самолёте, теплоходе; сопка — небольшая гора с округлой вершиной.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Устный и письменный разбор трёх составленных предложений.

2. Комментированный диктант.

Я очнулся в странной комнате. Рядами на полках стояли птицы: крохотные страусы, маленькие журавли без носов, филины с круглыми головами. А ещё были птицы с длинными хвостами. Я таких птиц раньше не видел. Незнакомый старик назвал их ибисами. Голос у старика был очень приятный, мягкий, спокойный. Я услышал его и опять задремал. (По К. Чуковскому)

Ибис — птица, похожая на небольшую цаплю, с длинными ногами и длинным загнутым клювом, обитающая в тёплых странах, обычно около воды.

Учащиеся готовят друг для друга диалоги-загадки: отвечающий должен найти предложение по тем синтаксическим вопросам, которые задаёт ему спрашивающий. 1—2 предложения учащиеся разбирают письменно, делают взаимопроверку.

IV. Подведение итогов урока.

— Зачем нужен синтаксический разбор?

V. Домашнее задание. Упр. 228 до конца.






Для любых предложений по сайту: [email protected]