Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Письмо - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: сформировать представление о цели и назначении писем; научить определять стиль текстов писем, использовать обращения в письмах в зависимости от адресата и назначения, писать письмо близкому человеку.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Систематизация наблюдений. Редактирование. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Соблюдение норм речевого этикета.
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Закрепление материала предыдущего урока.
- Разыгрывание мини-сценок.
- Беседа:
— Как выделяется обращение в устной речи? в письменной?
— Когда в письменной речи используются обращения?
- Упражнение 221.
- Изучение нового материала.
- С видами писем учащиеся знакомятся по материалам учебника на с. 101, выписывают второе предложение, объясняют постановку двоеточия. Делают сжатую запись о цели писем, адресованных близким людям.
- Сравнение писем А. П. Чехова (спроецированы на доску), формулировка цели, назначения писем, характеристика вида писем.
Уважаемый Иван Максимович! Будьте добры записать в члены Общества Николая Михайловича Ежова, автора следующих классических пьес: “Енотовый мопс”, шутка в 1 действии, “Спортсмен и сваха”, комедия в 1 действии. Его адрес: Москва, Плющиха, д. Коптева. Уважающий А. Чехов. |
Милый Сашечка, достолюбезный братт!* Поздравляю тебя и твоё семейство с праздником и шлю тьму пожеланий всего хорошего. Христос воскрес! Все здравствуют. Иван у меня. Зиму я провёл скверно, теперь же поздоровел опять и чувствую себя весьма сносно. Будь здрав и будь благомыслен. Напиши хоть две строчки. Твой А. Чехов. |
Вывод: деловое письмо |
поздравительное, дружеское письмо |
*Братт — так у Чехова.
- Упр. 222. Выводы на основании проанализированных писем об обязательных элементах письма (с. 102).
- Мини-конкурс: учащиеся придумывают и записывают обращения, которые они могли бы использовать в письмах к своему брату. Побеждает тот, у кого есть обращения, которые не встречаются у других.
Дополнительная информация: в 193 письмах к своему брату Александру А. П. Чехов использовал 87 разных обращений.
- Упражнение 223.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
- Анализ письма бабушке (упр. 224).
- Подбор обращений к бабушке (Кто больше?).
- Редактирование письма Лены к бабушке.
- Подведение итогов урока.
— Какая форма общения сейчас заменила письма? Можно ли в этой форме общения обойтись без обращений?
- Домашнее задание. Сочинение на выбор: по материалам упр. 225 или 226.