Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Синтаксис и пунктуация - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесённое; способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса; метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств; владение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных пунктуационных правил; извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывание информации, представленной в виде схем; преобразование визуальной информации в текстовую; способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать полученные результаты; создание разных по цели высказывания предложений с учётом речевой ситуации; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения; предметные: знание предмета изучения синтаксиса и пунктуации, строения словосочетания и предложения; разграничение синтаксических и пунктуационных ошибок; различение словосочетания и грамматической основы; знание порядка разбора словосочетания и предложения; распознание видов предложений по цели высказывания и интонации и умение составлять предложения разных видов; знание способов выражения подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения; знание условий постановки знаков препинания между однородными членами предложения, при обобщающих словах, при обращениях, в сложных предложениях, при прямой речи; развитие представлений о тексте и его признаках; совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему, писать сжатое изложение.
Урок 28. Синтаксис и пунктуация (§ 24, 25)
Цели урока: познакомить учащихся с понятиями “синтаксис” и “пунктуация”; совершенствовать представление о значении знаков препинания для понимания смысла текста; научить разграничивать синтаксические и пунктуационные ошибки, находить и исправлять их; продолжить формирование навыка анализа текста, определения его темы и основной мысли.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательная мотивация. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Познавательная инициатива. Развитие представления о смысловых и грамматических связях слов. Анализ информации в учебной литературе. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие в диалоге.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
“Абракадабра”: доленипереж; япатазя. (Предложение, запятая.)
— Что вам известно о предложении и запятой?
— В какой форме были представлены все ваши суждения?
— Попробуйте объединить предложение и запятую в предложение. Можете ли вы обойтись без помощи других слов? без изменения форм слов?
— Существуют ли какие-то специальные законы, правила, которые помогают установить смысловые отношения между словами?
II. Изучение нового материала с использованием материалов учебника.
1. Чтение и анализ теоретических сведений § 24 (с. 56).
Учащиеся находят предложение, в котором выражена основная мысль прочитанного текста: Чтобы выразить мысль, нужно соединить слова по законам языка, связать их по смыслу.
2. Слово “синтаксис” записывается в словарик, определение синтаксиса — в тетрадь.
3. Упр. 119 сопровождается устным и письменным комментариями (в скобках указываются морфологические признаки прилагательных: число, род, падеж). Учитель обращает внимание на употребление прилагательных голы и прозрачны в краткой форме (указывается только число).
4. Беседа по итогам выполнения упражнения.
— Какие знаки препинания употреблены в тексте? (Точка, запятая, точка с запятой, восклицательный знак.)
— Каких знаков препинания мы здесь не встретили? Отвечая на данный вопрос, учащиеся используют табличку к упр. 126 (с. 60), отвечают на вопросы упражнения.
— Какой знак чаще всего использован в данном тексте?
— Чем вы руководствовались, когда ставили запятые?
— Какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания? Найдите в учебнике информацию об этом разделе.
— Почему так называется этот раздел?
Слово пунктуация записывается в словарик. Определение (с. 59) учится.
— Как связаны между собой синтаксис и пунктуация? Можно ли правильно поставить знаки препинания, не зная синтаксиса?
5. Чтение отрывка из сочинения Вани (с. 57) и диалога по ролям (с. 58).
Учащиеся делают вывод о том, как разграничить синтаксические и пунктуационные ошибки, анализируя примеры на доске:
Особенно красив и печален русский лес, в ранние осенние дни. Сегодня у пятого класса литература физкультура история и русский язык. |
Наступила весна, побежали на земле ручьи. Я не сделал задание по математике, хотя не понял тему. |
6. Занимательные задания — упр. 122, 124 — выполняются по группам, устно. Обращается внимание на то, какую роль играет смысловое согласование.
III. Закрепление темы и контроль за её усвоением.
1. Упражнение 123.
В задании предлагается поставить конечные знаки препинания, в то же время необходимо обратить внимание на то, что во втором абзаце могут быть два варианта деления на предложения: первое предложение не вызывает сомнения, а далее после слова заря точка или запятая. Второй вариант предпочтительнее, поскольку использована фигура повтора (так и у автора).
IV. Подведение итогов урока.
Учащиеся делают вывод о том, какие знания и навыки помогают избежать бессмысленности или явной абсурдности в высказывании.
V. Домашнее задание. 1. Упр. 127 (сжатое изложение). 2. Индивидуальное: подготовить краткое сообщение о том, когда в русском языке начали использовать знаки препинания.