Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Создание репортажа по данному началу - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: познакомить со структурой репортажа, научить составлять его по данному началу с использованием сюжетных рисунков.
Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Знаете ли вы, что... в русском языке есть глаголы, имеющие парные формы: возник — возникнул; глох — глохнул; исчез — исчезнул; мок — мокнул; вымок — вымокнул; замёрз — замёрзнул и др. Что это за форма и какая из них правильная? (Употребление суффикса -ну- возможно только в формах мужского рода, где варианты форм правильно используются в бесприставочных глаголах: мок и мокнул, в глаголах с приставками рекомендуются формы без суффикса: вымок.)
II. Подготовка репортажа.
1. Сообщение учителя. Одним из жанров, в котором активно используется форма настоящего времени глагола, является репортаж, или живой рассказ очевидца о каком-нибудь событии. Репортаж (из франц.) — сообщение или рассказ о текущих событиях, комментарий к происходящему в печати, по радио и телевидению. Чаще всего репортажи посвящены спортивным событиям, а также общественным мероприятиям.
Композиция репортажа: 1) зачин (указывается место действия, настроения собравшихся и др.) отличается динамизмом; 2) центральная часть — повествование, в котором используются глаголы в форме настоящего времени, создающие впечатление происходящего на наших глазах, а также глаголы прошедшего времени совершенного вида; 3) концовка — оценка события. Автор репортажа может выразить свои чувства с помощью вопросительных и восклицательных предложений, обращений.
Для названия того, кто ведёт репортаж с места событий, используются два слова — репортёр (от англ. to report — сообщать) и комментатор (из франц.). Сегодня вам предстоит попробовать себя в этой роли.
2. Сбор материала для создания репортажа по заданию упр. 697 и сюжетным рисункам на с. 133—134; составление плана.
III. Написание сочинения-репортажа по картинкам.