Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Употребление времён - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: научить употреблять глаголы настоящего и будущего времени в рассказе о прошлом.
Личностные УУД. Саморазвитие. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Итоговый контроль. Познавательные УУД. Построение устного высказывания и нахождение способов его оценки. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка. Учащиеся пишут графический диктант, по очереди читая предложения (6—8), подготовленные дома.
II. Изучение нового материала.
1. Работа с материалами для наблюдения (с. 132). Для ответа на третий вопрос учащиеся готовят по вариантам морфологический анализ выделенных глаголов. Результат наблюдений: за счёт использования в рассказе о прошлом глаголов настоящего времени повествование воспринимается как происходящее на наших глазах.
2. Содержательный анализ высказывания К. Паустовского (упр. 694) заканчивается анализом использованных глагольных форм и ответом на вопрос, почему у автора в рассуждении преимущественно формы настоящего времени. Конкретный или любой писатель (и читатель) находится в центре внимания Паустовского? Можно ли сказать, что пишущий говорит о типичной, постоянной, обычной ситуации?
Учащиеся делают вывод: формы настоящего времени могут использоваться для сообщения о событии, происходящем: а) в момент речи; б) постоянно; в) в прошлом, но словно в нашем присутствии.
3. Выполнение упр. 695 начинается с анализа первого предложения: выделяются слова, переносящие рассказчика в прошлое: частица вот, наречие снова, форма настоящего времени глагола вижу. Анализируя следующее предложение, учащиеся делают вывод: если продолжать текст так, как он написан в учебнике, не меняя формы глаголов, то нарушается грамматическая связь между предложениями, т. е. текст разрушается.
III. Закрепление изученного материала.
Учащиеся готовят устный рассказ по заданию упр. 696. Несколько человек выступает перед классом (можно по одному на каждое данное начало), класс анализирует выступления, выбирает лучшего рассказчика.
IV. Подведение итогов урока. Самоанализ подготовленного рассказа.
V. Домашнее задание. Другой рассказ по заданию к упр. 696.