Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Раздельное написание предлогов - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: закрепить навык различения предлога и приставки; дать представление об орфограмме-пробеле (орф. № 7); совершенствовать умение создавать устный и письменный текст по рисунку; упрочить орфографические навыки; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; запомнить предлоги, пишущиеся через дефис.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Расширение лексического запаса. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Объяснительный диктант (по материалам домашнего задания и пройденным темам).
Серьёзные трудности, разъярённый зверь, вьёт гнездо, ужасный подъём, вьюжная погода, въезжать на дорожку, колючий шиповник, опасное путешествие, зарядить ружьё, объявление о субботнике, заячьи лапки, отъехать на безопасное расстояние, съедобный гриб, грустные чижи, спортсмен с парашютом, честное жюри, хоккейный матч, ненастный день, бьёт из земли.
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
1. Как спортивный шест превратить в число? Что общего у оленя и у медведя?
2. Правильно или нет? Почему?
Мы шли по дороге и нашли подорожник. Ребята подали заявку на проведение субботника. За явку на него будет отвечать Костя.
III. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Чтение теоретических сведений на с. 29. Освоение понятия “орфограмма-пробел”. Учащимся предлагается сделать морфемный разбор слова пробел, определить значение корня, подобрать однокоренные слова, слова с такой же приставкой. Проверяется усвоение понятия “нулевое окончание”.
Учащиеся могут также составить пары с приставкой про- и предлогом про (можно и в созвучии, как в разминке): пробел — про белку; большой пробег — думал про бег; простой (прил.) вопрос — простой (сущ.) машин — про стойку на руках и др.
2. Выполнение упр. 60 (с. 30). Проверка выполнения работы в сопровождении рассуждения по образцу упр. 59. Обращается внимание учащихся на правописание слов жжёт, как будто. Слова заносятся в словарики.
Дополнительно: выразительное чтение текста, определение стиля речи.
3. Запоминание правописания предлогов из-под, из-за с использованием схемы на с. 30 и упр. 62.
IV. Закрепление материала.
Учащиеся рассматривают рисунок на с. 31, подбирают существительные с предлогами, затем пишут небольшое сочинение. Подбор слов можно организовать в форме небольшого соревнования между двумя-тремя командами. За отведённое время каждая команда с условием, что один ученик может написать только одно выражение, записывает их на доске. Проверяется правильность написания и оригинальность (последнее — путём сравнения работы команд, выделения выражений, которых нет у других).
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют, как товарищи усвоили тему урока. Делают вывод о результативности работы. По итогам проверки составляется самозадание.
VI. Домашнее задание. 1. Подготовиться к контрольной работе. Повторить пройденный материал, сделать работу над ошибками, закрепить правописание трудных слов (по словарику). 2. Упр. 64.