Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Изучение темы.
1.1. Работа с дидактическим материалом учебника. Синтаксический разбор предложения Белый заяц тоже бел.
Вывод о грамматических и синтаксических свойствах кратких прилагательных.
1.2. Синтаксический разбор.
1.3. Словарный диктант с элементами формообразования. Учитель. Запишем полные и краткие формы прилагательных. Какое фонетическое явление наблюдаем в корне слова?
чест-н-ый — честен-[ ]
известн-ый — ...
опас-н-ый — ...
цел-ост-н-ый
чуд-ес-н-ый — ...
доблест-н-ый — ...
искусн-ый — ...
ярост-н-ый — ...
1.4. Отгадайте загадку.
Комовато, ноздревато,
И губато, и горбато,
И тяскло, и кисло,
И пресно, и вкусно,
И красно, и кругло,
И легко, и мягко,
И твердо, и ломко,
И черно, и бело,
И всем людям мило. (Хлеб)
1.5. Из истории языка.
Когда-то краткие прилагательные были определениями и изменялись по падежам. Эти формы еще сохранились в устном народном творчестве ( красна девица, зелена трава, на добра коня, по чисту полю...), в оборотах (от мала до велика, на босу ногу, средь бела дня...).
1.6. Диктант. Неполный синтаксический разбор предложения: определение грамматической основы, составление схемы предложения, выявление синтаксической роли кратких прилагательных.
Много названий было в Древней Руси у первого летнего месяца. Название светозар июнь получил за то, что заря в это время особенно светла. Светлояр — за то, что ярок июнь. Еще сохранилось название розан-цвет, потому что мир становится разноцветен от цветущих растений. Названием изок месяц обязан стрекотанию кузнечиков. Млечень — самый светлый месяц, месяц длинных дней и белых ночей.
Всеми любим месяц, красен солнцем и теплом.
1.7. Работа с текстом.
Найдем полные и краткие прилагательные. Какими членами предложения они являются? Определим их роль в создании художественного образа.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Е. А. Баратынский
2. Самостоятельная работа.
3. Вывод урока. Назовите грамматические и синтаксические особенности кратких прилагательных.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.