Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Проверка домашнего задания: чтение, обсуждение сочинений—описаний весенних дней.
2. Подготовка к восприятию нового. Составление диктанта по теме «Буквы о — е после шипящих в падежных окончаниях существительных». Дано: грач, свеча, гараж, камыш„ пляж, плащ, врач, обруч, каланча, скворец. Составим словосочетания, соответствующие схеме гл. + предл. + сущ. твор. п.
Любоваться грачом, идти со свечой, развернуться перед гаражом, обнаружить за камышом, пронесся над пляжем, вернуться за плащом, посоветоваться с врачом, пролететь над каланчой, наблюдать за скворцом.
3. Изучение темы.
3.1. Лингвистическая задача. Определим в словах-прилагательных орфограмму, обозначим ее графически, выведем правило.
На чужой сторонушке, с большого расстояния, из-за свежего ветра, у хорошего помощника, к горячему чаю, для могучего дерева.
3.2. Составление пословицы. Проверьте правильность выбора.
От хорошего братца можно... (счастья набраться; дури набраться, ума набраться; тычка дождаться). Большому кораблю — ... (большое плавание; большие грузы; маленькие заботы; большие просторы). В колючем кустарнике не ... (поспишь, спрячешься, запоешь, соскучишься). Маленькое дело лучше... (маленького безделья, большого безделья, ожиданья большого дела). Ответ: первый вариант.
3.3. Работа с текстом.
4. Вывод. Повторим орфограмму урока.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику. Прочитать рассказ А. И. Куприна «Ю-ю».