Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Предложение. Виды предложений - Урок 2
Урок № 6
Тема: Предложение. Виды предложений. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • уточнить признаки предложений, различных по цели высказывания и по интонации; • учить с помощью интонации передавать чувства, выраженные в предложении; • развивать умение записывать текст по памяти. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации; • составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации; • соблюдать в речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • классифицировать объекты по выделенным признакам. |
Личностные: • осознавать значимость изучения темы. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа по составлению текста). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает уточнить название темы на с. 13, составить предложения со словом предложение, различные по цели высказывания. • Просит обобщить, когда и где пригодятся знания о видах предложений по цели высказывания, уточнить, какие ещё виды предложений существуют, сформулировать учебную задачу. |
• Читают тему урока: «Предложение. Виды предложений». Составляют предложения по заданию. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее интересные варианты. • Обсуждают, приводят примеры значимости изучения данного вопроса. Вспоминают, что предложения, различные по цели высказывания, могут быть восклицательными и невосклицательными. В совместной деятельности определяют учебную задачу — находить и составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает выполнить задание к упр. 16 в учебнике. |
• Читают задание. Комментируют последовательность выполнения действий. Выполняют задание самостоятельно. По окончании читают предложения, различные по цели высказывания. Доказывают правильность выбора. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 19 в рабочей тетради. • Предлагает определить виды данных предложений по интонации, для получения достоверной информации обратиться к страницам учебника. • Организует деятельность учащихся по заданию упр. 17 в учебнике. • Создаёт условия для подготовки и написания свободного диктанта по рассказу Э. Шима «Бывшие беспризорники». Бывшие беспризорники. У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки. Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает. И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветов, что на целый букет хватит. Любуются цветами люди. И невдомёк им, что это бывшие беспризорники. • Выстраивает работу по содержанию текста: просит пояснить значение слова беспризорник, объяснить, почему рассказ называется «Бывшие беспризорники», определить тему и главную мысль текста, количество частей в тексте, пояснить, сравнить, как автор описывает цветы, какими они были и какими стали. • Читает текст по логически законченным частям. • Для домашнего задания предлагает рассмотреть упр. 20 в рабочей тетради. |
• Самостоятельно читают и выполняют задание. Если возникают вопросы, обсуждают в парах. Проводят взаимопроверку. • Уточняют, что по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Классифицируют предложения из упражнения по названным признакам. Проверяют правильность высказываний по учебнику (с. 15). • Читают задание. Произносят предложения с нужной интонацией, передавая чувства, выраженные в предложении. Выслушивают друг друга. Выделяют наиболее удачные варианты чтения. Дают характеристику предложений по цели высказывания и по интонации. • Слушают чтение текста учителем. • Включаются в подготовку к диктанту. Для выяснения значения слова обращаются к толковому словарю. Объясняют название рассказа. Определяют, о чём говорится в тексте и в чём автор хотел убедить читателей. Вспоминают описание цветов до пересадки в школьный сад и после. • Записывают по памяти по частям. По окончании проводят самопроверку. • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает обобщить, какие сведения о предложении повторили, где применили, какие задания вызвали затруднения, какие было выполнять интересно. |
• Анализируют задания, выполненные на уроке. Высказывают и обосновывают своё мнение. |
|||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 106, задание 1). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: поставить знаки в конце предложений. 1. Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь 2. Спи, мышонок, замолчи 3. Ты откуда, облако 4. Уходи, зима седая 5. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки |
||||
Дополнительные творческие задания: составить текст — благодарность людям от имени любого спасённого цветка. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||