Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Предложение. Виды предложений
Урок № 5
Тема: Предложение. Виды предложений. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • уточнить признаки предложений, различных по цели высказывания; • учить произносить предложения, соблюдая логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения; • развивать умение составлять предложение из слов, текст из предложений. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • находить в тексте предложения, различные по цели высказывания; • составлять предложения, различные по цели высказывания; • соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • классифицировать объекты по существенным признакам; • обосновывать своё мнение; • оценивать результаты деятельности; • выявлять причины успешности/неуспешное™ учебной деятельности. |
Личностные: • осознавать эстетические потребности при чтении текстов. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает найти в содержании учебника на с. 145 изучаемый раздел, уточнить, какие темы в нём изучаются, определить тему урока, объяснить последовательность изучения тем. • Помогает сформулировать учебную задачу. • Включает учащихся в игру «Оратор» — за одну минуту необходимо убедить одноклассников в важности изучения темы урока. |
• В содержании учебника находят изучаемый раздел «Повторение», называют темы раздела и тему урока: «Предложение». Высказывают мнения о том, почему темы изучаются именно в таком порядке. • Находят в учебнике с. 13, читают тему урока, уточняют тему: «Предложение. Виды предложений», рассматривают с. 13, 14. Формулируют учебную задачу — находить и составлять предложения, различные по цели высказывания. • В течение небольшого времени готовят речь. По желанию произносят её перед одноклассниками. Выслушивают друг друга. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Выразительно читает текст, предлагает определить количество предложений, привести доказательства правильности ответа. Ночная гроза. Ночью была гроза. Ветер и дождь стучали в окно. Над крышей трещали громовые раскаты. Вся комната освещалась молнией. Утро после грозы было ясное. Взошло солнышко и осветило верхушки деревьев. Земля ещё не просохла от дождя и была холодная и сырая. (О. Перовская) |
• Слушают текст, обращая внимание на изменение силы голоса и паузы. Подсчитывают и называют количество предложений (включая заголовок) — 8. Обосновывают своё мнение, указывая на признаки предложения |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Проводит беседу по содержанию текста стихотворения из упр. 12 учебника. • Организует письмо по памяти данного стихотворения. • Предлагает прочитать задание к упр. 13 в учебнике, определить последовательность действий. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 14 в учебнике. Обращает внимание на значимость в устной речи интонации, логического (смыслового) ударения, пауз. • Предлагает уточнить, какие пунктуационные знаки, кроме точки, обозначают конец предложения в письменной речи, от чего зависит выбор знака. • Создаёт условия для работы над упр. 15 в учебнике. Просит прочитать задание, определить, какие знания и умения понадобятся для выполнения данного упражнения. • Предлагает рассмотреть упр. 18 в рабочей тетради для домашнего задания. |
• Читают текст стихотворения. Делятся впечатлениями, рассказывают о том, что представили при чтении каждого предложения, какие слова в переносном значении помогли «оживить» картину рассвета. • Готовятся к письму по памяти. Записывают текст. Соотносят с образцом, проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. Планируют порядок выполнения: составить из слов предложения, из предложений текст, определить тему, продолжить текст, записав одно-два предложения. Самостоятельно выполняют задание. В парах обсуждают полученные варианты текстов. При необходимости обсуждают в классе. • Читают стихотворение. Делают вывод о том, что в тексте не хватает знаков препинания, которые обозначают начало и конец предложения. Высказывают мнение, что в устной речи важную роль играют интонация, логическое ударение и паузы. Самостоятельно расставляют знаки препинания. Представляют готовые тексты одноклассникам. При необходимости вносят коррективы. • Называют другие пунктуационные знаки — вопросительный и восклицательный. Рассуждают о том, что выбор знака зависит от цели высказывания. Вспоминают виды предложений по цели высказывания. Проверяют себя по учебнику (с. 14). • Читают задание. Уточняют, что необходимо знать виды предложений по цели высказывания, а также уметь решать орфографические задачи, определять грамматическую основу предложения. При необходимости для слабых учащихся в классе этот материал повторяется. Выполняют задание самостоятельно. Результаты выполнения обсуждают в классе. • Читают задание. При возникновении затруднений задают вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает уточнить, что уже знали по теме урока, что нового узнали, чему научились, выявить задания, выполнение которых вызвало затруднения, причины затруднений, пути выхода из ситуации. |
• Анализируют результаты, полученные в ходе урока. Выявляют причины успешности/неуспешности, планируют дальнейшую деятельность. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над предложением и текстом, с. 105, задание 2). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 17 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: придумать сказку о пунктуационных знаках. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|