Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Наречие
Урок № 38
Тема: Наречие. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • учить находить наречие среди других частей речи; • учить выделять грамматические признаки наречий; • содействовать развитию умения употреблять наречие в речи. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • находить наречия среди данных слов; • анализировать грамматические признаки наречия; • определять роль наречий в предложении и тексте. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения; • составлять план действий по решению проблемной ситуации; • проводить самооценку — соотносить с образцом. |
Личностные: • адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации. |
||
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир (составление плана действий). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает записать под диктовку предложение, выполнить разбор предложения по членам, указать части речи. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. |
• Записывают предложение. Самостоятельно выполняют разбор и указывают части речи. |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Просит выявить возникшее затруднение, пути выхода из проблемной ситуации. Нацеливает на определение темы, учебной задачи. |
• Затрудняются в определении части речи слов впереди, медленно. Высказывают предположения. Обращаются к учебнику (с. 73). Читают тему урока. Формулируют учебную задачу — узнать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, учиться находить наречия среди других частей речи. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует наблюдение за словами новой части речи — наречия по заданию к упр. 124 в учебнике. Просит составить план действий, выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает выполнить задание повышенной трудности — упр. 125 в учебнике. Для проведения опыта предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Создаёт условия для наблюдения за ролью наречий в предложении по заданию к упр. 126 в учебнике. • Предлагает подвести промежуточные итоги. Выявить, что узнали о наречии, чему планировали учиться, чему учились, чему ещё необходимо учиться. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 113 в рабочей тетради. • Организует и проводит словарный диктант — записать словосочетания, выделить наречия, доказать свой выбор. Улыбался приветливо, играли вместе, шёл впереди, показалась вдалеке, ответил прекрасно, выучил вчера, весело петь, стало грустно, смотреть вниз, читать вслух, улетаю завтра, огляделся вокруг, тяжело дышал, пишет аккуратно. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 114 в рабочей тетради. |
• Выбирают форму работы. Составляют план наблюдения с опорой на задания. 1. Прочитаю текст. 2. Сравню выделенные слова, узнаю, что они обозначают: признак предмета или признак действия. 3. Определю, на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов, с какой частью речи связано по смыслу, какие членом предложения является. 4. Выпишу подчёркнутые словосочетания, стрелкой укажу связь слов. 5. Обобщу полученные сведения. Сделаю вывод. 6. Сравню сделанный вывод с правилом в учебнике. При необходимости внесу корректировку. Работают самостоятельно. По окончании работы рассказывают о результатах выполнения задания. Самостоятельно называют признаки наречия. • Читают задание. Выбирают форму работы. Доказывают, опираясь на сделанный вывод, что выделенные слова являются наречиями. Проводят опыт. Изменяют глагол по числам, временам и наблюдают, изменяется ли при этом наречие. Делают вывод, что наречие — неизменяемая часть речи. Соотносят сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73. • Определяют порядок выполнения задания. Читают предложения с наречиями и без наречий. Делают вывод о роли наречий в предложении. Записывают словосочетания, указывая вопрос, на который они отвечают. Формулируют и проговаривают правило о наречии. Проводят самопроверку — сравнивают сформулированное ими правило с правилом на с. 74 в учебнике. При необходимости исправляют и дополняют. • Обобщают сведения о наречии с опорой на сделанные выводы и материалы учебника. Рассуждают о том, что необходимо применить полученные знания. • Читают и выполняют задание самостоятельно. В парах обсуждают результаты выполнения, учатся задавать вопросы к наречиям. • Записывают словосочетания, объясняя орфограммы. Выделяют наречия. Доказывают правильность своих суждений. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает оценить результаты деятельности на уроке — сравнить, чему планировали учиться, чему научились к концу урока, чему ещё следует учиться при изучении данной темы. |
• Вспоминают поставленную задачу. Делают выводы. |
|||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 116, задание 1). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выбрать правильный ответ. 1. На какой вопрос отвечают наречия? а) откуда? б) что? в) какой? 2. С какой частью речи в предложении обычно связано наречие? а) с именем существительным б) с именем прилагательным в) с глаголом 3. В какой строке записано наречие? а) низина б) низко в) нижний |
||||
Дополнительные творческие задания: составить сообщение на тему «Что я знаю о наречии». |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||