Части речи - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Части речи - Урок 2

Урок № 36



Тема: Части речи.

Тип: повторение изученного материала.


Задачи:

• уточнить грамматические признаки изученных частей речи;

• развивать умение определять части речи;

• учить подбирать примеры изученных частей речи.


Планируемые результаты


Предметные:

• различать изученные части речи;

• называть грамматические признаки изученных частей речи;

• соотносить изученные грамматические признаки с той частью речи, которой они присуши;

• подбирать примеры изученных частей речи.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

• ставить, формулировать и решать проблемы.

Личностные:

• проявлять фантазию, включать воображение, осознавать эстетические потребности.


Межпредметные связи: чтение (работа над текстом).


Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.


Ход урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


Актуализация необходимых знаний


• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 116 в учебнике — указать, к какой части речи относятся выделенные слова, назвать грамматические признаки этих частей речи и род имён существительных.

• Вовлекает учащихся в беседу — просит объяснить, что такое тишина, можно ли на рисунке изобразить тишину.

• Задаёт проблемный вопрос: Как изобразить тишину словами?

• Предлагает написать синквейн, выбрав любую форму работы — индивидуально, в парах, в группах.

1-я строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2-я строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.

3-я строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка — фраза, несущая определённый смысл.

5-я строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

• Читают и выполняют указанные задания к упражнению. Обосновывают свои ответы.

• Включаются в диалог. Фантазируют, рассуждают. Высказывают свою точку зрения.

• Предлагают составить текст-описание. Составляют и представляют несколько вариантов.

• Выбирают форму работы. Сочиняют синквейны по данной схеме. Зачитывают одноклассникам. Например:

Тишина.

Глубокая, таинственная.

Завораживает, прячется, учит слушать.

Люблю побыть в тишине.

Сказка...


Мотивация познавательной деятельности


• Просит проанализировать составленные синквейны, сделать вывод, с помощью каких частей речи удалось описать тишину, назвать тему урока, сформулировать учебную задачу.

• Делают вывод о том, что каждая часть речи выполняет определённую роль. Называют изучаемую тему, ставят учебную задачу — продолжать учиться определять части речи, грамотно использовать их в речи.


Организация познавательной деятельности


• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 107 в рабочей тетради, направленному на различение имён существительных собственных и нарицательных.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 109 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить задание к упр. 117 в учебнике самостоятельно.

• Создаёт условия для самостоятельного выполнения задания к упр. 108 в рабочей тетради.

• Организует выполнение задания повышенной трудности к упр. 118 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 119 в учебнике.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Подбирают подходящие по смыслу имена существительные собственные, объясняют их правописание. Называют отличия имён существительных собственных и нарицательных.

• Читают и выполняют задание. Вспоминают, как определить род имён существительных, а также правило правописания существительных с шипящим на конце. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Составляют план действий. После выполнения представляют результаты в классе. Проводят самопроверку и самооценку. При необходимости исправляют допущенные ошибки.

• Читают и выполняют задание. При проверке делают вывод о взаимосвязи имён существительных и прилагательных и согласовании их в роде, числе и падеже.

• Читают задание. При необходимости объединяются в пары для выполнения задания. Анализируют значения выделенных слов, определяют части речи. Делают вывод о том, что слова звучат одинаково, но относятся к разным частям речи.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.


Подведение итогов


• Предлагает создать синквейн, описывающий деятельность ученика на уроке.

• Составляют и читают синквейны на тему «Деятельность». Например: Деятельность.

Активная, познавательная.

Трудился, отвечал, старался.

Мне было интересно на уроке.

Молодец!


Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 114, задания 2, 3).


Диагностика достижения планируемых результатов: вписать по два слова в каждую строку.

Имя существительное: ...

Имя прилагательное: ...

Глагол: ...

Имя числительное: ...

Местоимение: ...


Дополнительные творческие задания: сочинить синквейны на свободные темы.


Самоанализ


Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]