Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Части речи - Урок 2
Урок № 36
Тема: Части речи. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • уточнить грамматические признаки изученных частей речи; • развивать умение определять части речи; • учить подбирать примеры изученных частей речи. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • различать изученные части речи; • называть грамматические признаки изученных частей речи; • соотносить изученные грамматические признаки с той частью речи, которой они присуши; • подбирать примеры изученных частей речи. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; • ставить, формулировать и решать проблемы. |
Личностные: • проявлять фантазию, включать воображение, осознавать эстетические потребности. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 116 в учебнике — указать, к какой части речи относятся выделенные слова, назвать грамматические признаки этих частей речи и род имён существительных. • Вовлекает учащихся в беседу — просит объяснить, что такое тишина, можно ли на рисунке изобразить тишину. • Задаёт проблемный вопрос: Как изобразить тишину словами? • Предлагает написать синквейн, выбрав любую форму работы — индивидуально, в парах, в группах. 1-я строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2-я строка — два прилагательных, выражающих главную мысль. 3-я строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка — фраза, несущая определённый смысл. 5-я строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). |
• Читают и выполняют указанные задания к упражнению. Обосновывают свои ответы. • Включаются в диалог. Фантазируют, рассуждают. Высказывают свою точку зрения. • Предлагают составить текст-описание. Составляют и представляют несколько вариантов. • Выбирают форму работы. Сочиняют синквейны по данной схеме. Зачитывают одноклассникам. Например: Тишина. Глубокая, таинственная. Завораживает, прячется, учит слушать. Люблю побыть в тишине. Сказка... |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Просит проанализировать составленные синквейны, сделать вывод, с помощью каких частей речи удалось описать тишину, назвать тему урока, сформулировать учебную задачу. |
• Делают вывод о том, что каждая часть речи выполняет определённую роль. Называют изучаемую тему, ставят учебную задачу — продолжать учиться определять части речи, грамотно использовать их в речи. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 107 в рабочей тетради, направленному на различение имён существительных собственных и нарицательных. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 109 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить задание к упр. 117 в учебнике самостоятельно. • Создаёт условия для самостоятельного выполнения задания к упр. 108 в рабочей тетради. • Организует выполнение задания повышенной трудности к упр. 118 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 119 в учебнике. |
• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Подбирают подходящие по смыслу имена существительные собственные, объясняют их правописание. Называют отличия имён существительных собственных и нарицательных. • Читают и выполняют задание. Вспоминают, как определить род имён существительных, а также правило правописания существительных с шипящим на конце. Проводят самопроверку. • Читают задание. Составляют план действий. После выполнения представляют результаты в классе. Проводят самопроверку и самооценку. При необходимости исправляют допущенные ошибки. • Читают и выполняют задание. При проверке делают вывод о взаимосвязи имён существительных и прилагательных и согласовании их в роде, числе и падеже. • Читают задание. При необходимости объединяются в пары для выполнения задания. Анализируют значения выделенных слов, определяют части речи. Делают вывод о том, что слова звучат одинаково, но относятся к разным частям речи. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает создать синквейн, описывающий деятельность ученика на уроке. |
• Составляют и читают синквейны на тему «Деятельность». Например: Деятельность. Активная, познавательная. Трудился, отвечал, старался. Мне было интересно на уроке. Молодец! |
|||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 114, задания 2, 3). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: вписать по два слова в каждую строку. Имя существительное: ... Имя прилагательное: ... Глагол: ... Имя числительное: ... Местоимение: ... |
||||
Дополнительные творческие задания: сочинить синквейны на свободные темы. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||