Части речи

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Части речи

Урок № 35


Тема: Части речи.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• уточнить грамматические признаки изученных частей речи;

• развивать умение классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков;

• учить подбирать примеры изученных частей речи.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать изученные части речи;

• называть признаки изученных частей речи;

• соотносить изученные грамматические признаки с той частью речи, которой они присущи;

• обобщать материал, данный в таблице, составлять сообщение;

• подбирать примеры изученных частей речи.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• извлекать информацию, представленную в таблице;

• анализировать сведения, представленные в таблице;

• составлять сообщение на основе информации, представленной в таблице.

Личностные:

• адекватно оценивать результаты учебной деятельности.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, математика (составление сообщения по данным, представленным в таблице).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать данные слова, разделить на группы, предположить тему урока, поставить учебную задачу.

Имя существительное, имя прилагательное, корень, приставка, имя числительное, суффикс, местоимение, глагол, окончание.

• Читают слова. Предлагают возможные варианты деления. Выбирают наиболее удачный вариант: части слова и части речи. Делают вывод о том, что раздел «Части слова» уже изучен, называют тему урока: «Части речи». Проверяют себя по учебнику на с. 67. Ставят учебную задачу — учиться различать части речи.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает вспомнить признаки изученных частей речи по заданию к упр. 104 в рабочей тетради.

• Читают сведения, представленные в схеме, соединяют линией названия частей речи и их определения. Обсуждают выполнение задания. При необходимости исправляют ошибки. Приводят примеры слов, относящихся к названным частям речи.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает вспомнить, на какие группы можно разделить изученные части речи. При возникновении затруднения обратиться к учебнику.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 111 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 112.

• Предлагает в парах обобщить, какие сведения о частях речи уже повторили, чему ещё следует учиться, выполнить задание к упр. 113 в учебнике — составить сообщение по данным, представленным в таблице.

• Подводит промежуточные итоги — предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 105 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 114.

• Предлагает выбрать форму работы (в парах или группах) для выполнения задания к упр. 115 в учебнике по уточнению грамматических признаков частей речи.

• Просит рассмотреть домашнее задание — упр. 106 в рабочей тетради.

• Называют две группы: самостоятельные и служебные части речи или читают в учебнике на с. 67. Приводят примеры.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании проводят самопроверку при обсуждении в классе. Выявляют роль служебных частей речи.

• Самостоятельно читают и выполняют задание. Вставляют подходящие по смыслу предлоги и союзы.

• Работают в парах. Обобщают изученные признаки частей речи. Могут организовать взаимопроверку: один ученик называет часть речи, второй должен сказать, что обозначает и на какой вопрос отвечает, и наоборот: один ученик говорит, что часть речи обозначает и на какой вопрос отвечает, а второй называет часть речи. При ответах обязательно приводят примеры.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании проводят самопроверку и самооценку. Выявляют допущенные ошибки, исправляют их, планируют, чему ещё следует учиться на уроке.

• Читают задание, выполняют. При проверке называют изученные части речи и вопрос, на который они отвечают.

• Читают задание повышенной сложности. Выбирают форму работы. Составляют план выполнения задания. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют и представляют в классе сообщения о грамматических признаках изученных частей речи, обобщают сведения об изученных частях речи.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает выполнить упражнение «Плюс — минус — интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» — записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» — записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «И» — «интересно» — учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

• Заполняют таблицу. Делятся полученными результатами. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 114, задание 1).

Диагностика достижения планируемых результатов: списать предложения, указать части речи.

1. Облетели листья с клёна, клён от холода дрожит.

2. Я сидел и рисовал дом, дорогу, самосвал.

3. Виталику десять лет. Живёт он в Москве и учится в школе.

4. Сиропчик нарядился в клетчатый костюм.

5. Старая сова на пеньке сидит, головой вертит, глазищами круглыми хлопает.

Дополнительные творческие задания: сочинить сказку о стране «Морфология».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]