Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Язык и речь
Урок № 156
Тема: Язык и речь. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • организовывать работу по обеспечению высокого уровня включённости учащихся в учебную деятельность; • развивать умение различать монологическую и диалогическую речь; • формировать умение строить поведение в соответствии с нормами речевого этикета. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • различать монологическую и диалогическую речь; • строить общение с использованием слов речевого этикета; • определять тему и главную мысль текста; • выявлять слова, вышедшие из употребления. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать деятельность, прогнозировать результат; • находить источники информации, способы отбора нужной информации. |
Личностные: • осознавать личную ответственность за своё поведение и результаты своей деятельности. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа с текстом). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает выразить согласие с автором. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь) Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К. Паустовский) |
• Читают предложенные высказывания. Анализируют содержание. Выбирают то, которое созвучно их мыслям. Объясняют свой выбор. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 255 в учебнике. • Определяют тему, учебную задачу. |
• Читают высказывание о языке и речи. Рассуждают, что появилось раньше — язык или речь. Объясняют свою точку зрения. • Называют тему урока. Ставят учебную задачу. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 254 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 156 в учебнике. • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 161 в рабочей тетради. • Предлагает дополнительные задания для развития умения вступать в диалог и поддерживать его. 1. Составить подобные вопросы и задать одноклассникам. Скажите, пожалуйста, который час? Лена, тебе не трудно передать книгу? Не могли бы вы позвать Олю к телефону? 2. Определить, на какие вопросы отвечали дети, составить вопросы. Я опоздал на урок, потому что проспал. К кормушке подлетела синичка. Я сделаю подарок своей бабушке. 3. Прочитать объявление, определить, всё ли понятно. Внимание! Внимание! В субботу состоится весёлая вечеринка. Не стесняйтесь, приходите И друзей с собой берите! • Предлагает домашнее задание — придумать весёлые диалоги про школьную жизнь. |
• Читают вопросы. Составляют и представляют в классе сообщение о видах речи. Приводят примеры. • Читают задание. Определяют название былины. Определяют тему и главную мысль диалога. Выполняют задание самостоятельно. При возникновении затруднений обращаются за помощью к одноклассникам. • Читают и в парах выполняют задание. Представляют результаты. Обсуждают с одноклассниками. Разыгрывают басню в классе. • Выполняют задания в парах. • Слушают задание. Записывают. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает оценить итоги работы в классе. |
• Оценивают результаты работы на уроке, продолжая фразы: Сегодня на уроке я вспомнил (-а)...; Сегодня на уроке я узнал (-а)...; Сегодня на уроке я научился(-лась)...; Сегодня на уроке мне удалось... |
|||
Дополнительный материал: прочитать диалог, придумать недостающие фразы. Разыграть диалог в парах. Встретились Лис и Мышонок. Посмотрел Лис на Мышонка и спрашивает: — Мышонок, Мышонок ... ? — Землю копал. — ... ? — Норку делал. — ... ? — Прятаться. — ... ? — От тебя прятаться, хитрый Лис. Пропищал так Мышонок и улизнул в свою норку. Только Лис его и видел. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 160 в рабочей тетради. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение «Почему важно изучать русский язык». |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||