Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Спряжение глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени
Урок № 130
Тема: Спряжение глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • учить изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); • учить находить и выделять личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени; • учить определять лицо и число глаголов в настоящем и будущем времени. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); • выделять личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени; • определять лицо и число глаголов. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей; • анализировать информацию, представленную в таблице; • преобразовывать табличную форму представления информации в текстовую; • составлять сообщение по данной теме. |
Личностные: • проявлять интерес к русскому языку; • проявлять познавательные способности через изучаемый предмет. |
|
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает найти в учебнике с. 80, прочитать название раздела, определить, на какие вопросы нужно найти ответ. • Нацеливает на выделение темы урока, постановку учебной задачи. |
• Находят указанную страницу. Читают название раздела, поставленные вопросы. Выявляют недостаточность знаний для того, чтобы на них ответить. Фиксируют затруднение. • Называют тему урока. Ставят учебную задачу — узнать, что такое спряжение глагола, как глаголы спрягаются, как определить лицо и число спрягаемого глагола. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 100 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Соединяют части фраз. Доказывают правильность выполнения. Приводят примеры. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 163 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по таблице к заданию упр. 164 в учебнике. Предлагает найти ответ на вопрос: Что называется спряжением глагола? • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 165 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 166 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 167 в учебнике. • Предлагает домашнее задание — проспрягать глаголы кричу, сижу, пойду, постою. |
• Читают задание. Планируют действия. Работают по плану — подставляют местоимения к данным глаголам, записывают составленные предложения. Обсуждают, могут ли глаголы иметь форму лица, как и местоимение. Приходят к выводу, что могут, определяют лицо глагола по форме лица местоимения. Проверяют сделанный вывод по учебнику на с. 80. Включают в него дополнительные сведения о личных окончаниях глаголов. • Читают и выполняют задания по порядку. Читают вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени соответствующего лица и числа. Называют глаголы, проговаривая личные окончания. Делают вывод, что при изменении глаголов по лицам и числам меняется окончание. Находят в учебнике на с. 81 информацию, что называется спряжением глагола. Проговаривают сделанный вывод. • Читают задание, рассуждают. Приходят к единому мнению — глагол, который не изменяется по лицам и числам, стоит в форме прошедшего времени. • Читают и выполняют задание самостоятельно. Проводят самопроверку — соотносят с информацией в таблице на с. 81 учебника. • Читают задание. Работают самостоятельно. При возникновении затруднения обращаются за помощью к одноклассникам, задают уточняющие вопросы. Проводят самопроверку по таблице в учебнике на с. 81. Читают вывод в учебнике на с. 82. • Записывают домашнее задание. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение. Возвращает к вопросам, поставленным в начале урока, просит на них ответить. |
• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие затруднения при выполнении заданий. Отвечают на вопросы в учебнике на с. 80. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением и текстом, задания 4, 5, с. 146). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 101 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: найти глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (в качестве исходной информации можно использовать «Страничку для любознательных» в учебнике на с. 84). |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|