Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Время глагола
Урок № 124
Тема: Время глагола. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов; • развивать умение определять признаки разных форм времени глаголов; • развивать устную и письменную речь учащихся при работе над диалогом, монологом. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • называть изученные грамматические признаки глаголов; • определять время глаголов; • указывать признаки текста-рассуждения; • самостоятельно отбирать материал к составлению текста; • составлять и представлять текст. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • учитывать разные мнения в процессе сотрудничества; • грамотно участвовать в диалоге; • использовать знания из разных областей для решения проблемы; • выявлять затруднение и искать выход из сложившейся ситуации; • делать выводы на основе наблюдения и обобщения. |
Личностные: • нести ответственность за собственные поступки и решения; • адекватно оценивать свои действия. |
|
Межпредметные связи: чтение (составление текста-рассуждения). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Вовлекает учащихся в беседу — организует обсуждение высказывания известного педагога В. Сухомлинского. «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть». • Предлагает обсудить, какое отношение слова автора имеют к жизни учащихся, просит предположить, о чём может идти речь на уроке. |
• Читают или слушают высказывание. Включаются в обсуждение — высказывают своё отношение к совести, к скрытым и явным поступкам человека. • Рассуждают о том, что на уроке речь может идти о поступках, при совершении которых нужно думать, как поступить — по-совести или так, как удобно. Приводят примеры из жизни. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 90 в рабочей тетради. • Задаёт проблемный вопрос, могут ли определить время глагола. • Нацеливает на определение темы урока, учебной задачи. |
• Читают диалог, объясняют, прав ли ученик. Называют глаголы, выделяют изученные грамматические признаки. • Говорят о затруднении, поскольку необходимо уточнить информацию о времени глагола. • Формулируют название темы, проверяют себя по учебнику на с. 71. Ставят учебную задачу — учиться определять время глагола. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует наблюдение за разными формами времени глагола по заданию к упр. 146 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 147 в учебнике. • Вовлекает учащихся в беседу по содержанию текста — предлагает рассказать случаи из жизни, которые позволяли убеждаться в том, что тайное всегда становится явным. • Предлагает познакомиться с рассказом М. Андрианова «Угрызение совести», высказать своё отношение к поступкам героя произведения. • Предлагает составить устный текст-рассуждение на тему «Совестливый ли я человек?». • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 92 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Составляют сообщение по предложенным вопросам. После выполнения в классе называют выбранный глагол, рассказывают о нём по плану. Делают вывод, как определить время глагола, какие глаголы имеют будущее, настоящее и прошедшее время. • Читают задание. Списывают диалог. Подчёркивают глаголы. Определяют их время. Объясняют свои действия. • Вспоминают и приводят примеры из жизни. Делятся своими мыслями, проблемами. • Знакомятся с текстом. Рассуждают на предложенную тему. Высказывают разные точки зрения. Приходят к выводу о том, что нужно жить в ладу со своей совестью. • Составляют и представляют устные тексты по желанию. Выслушивают друг друга. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает уточнить тему, задачу урока. Нацеливает на сопоставление поставленной задачи и полученного результата. Просит определить, какой главный вывод сделали на уроке. |
• Вступают в диалог по наводящим вопросам. Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы на нравственные темы. |
||
Дополнительный материал: Угрызение совести. Иногда Вадик от родителей мог услышать выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Спросил он у бабушки, где совесть находится и что надо делать, чтобы её потерять. — Совесть находится в сердце каждого человека. Она учит исправляться и поступать красиво. А когда человек поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть. Он становится всё хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков. Вспомнил Вадик о бабушкиных словах, когда в его жизни произошла одна печальная история. Одна доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила своё гнездо прямо над окном Вадика. Он мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, совсем не боялась подлетать близко. — А что если мне её поймать, — подумал Вадик. — Немного подержу её в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой. Вадик пытался поймать ласточку самодельным сачком, но она хорошо видела опасность, а улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Вадик стал сердиться и от злости всё быстрее размахивал веткой. Наконец ласточка попала под удар и упала в траву возле дома. Вадик ею любовался, гладил пальцем голову и трогал клюв. Но долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел её выпустить, ласточка не полетела. Услышав голоса птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать. Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слёзы. Чувство вины обожгло его сердце, возникла ненависть к себе. Он отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим сквозь слёзы просил прощения. Ловил мух и комаров и приносил их ласточке, пытался их переправить в гнездо. Но ничего не помогло. Ласточка и птенцы погибли. Вадик за свою жизнь так и не смог простить себя. Он больше всех во дворе заботился о бездомных животных и уже точно знал, что, когда вырастет, станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц. (По М. Андрианову) |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 91 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Жила-была Совесть». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|