Время глагола

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Время глагола

Урок № 124


Тема: Время глагола.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов;

• развивать умение определять признаки разных форм времени глаголов;

• развивать устную и письменную речь учащихся при работе над диалогом, монологом.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть изученные грамматические признаки глаголов;

• определять время глаголов;

• указывать признаки текста-рассуждения;

• самостоятельно отбирать материал к составлению текста;

• составлять и представлять текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• учитывать разные мнения в процессе сотрудничества;

• грамотно участвовать в диалоге;

• использовать знания из разных областей для решения проблемы;

• выявлять затруднение и искать выход из сложившейся ситуации;

• делать выводы на основе наблюдения и обобщения.

Личностные:

• нести ответственность за собственные поступки и решения;

• адекватно оценивать свои действия.

Межпредметные связи: чтение (составление текста-рассуждения).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Вовлекает учащихся в беседу — организует обсуждение высказывания известного педагога В. Сухомлинского.

«Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть».

• Предлагает обсудить, какое отношение слова автора имеют к жизни учащихся, просит предположить, о чём может идти речь на уроке.

• Читают или слушают высказывание. Включаются в обсуждение — высказывают своё отношение к совести, к скрытым и явным поступкам человека.

• Рассуждают о том, что на уроке речь может идти о поступках, при совершении которых нужно думать, как поступить — по-совести или так, как удобно. Приводят примеры из жизни.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 90 в рабочей тетради.

• Задаёт проблемный вопрос, могут ли определить время глагола.

• Нацеливает на определение темы урока, учебной задачи.

• Читают диалог, объясняют, прав ли ученик. Называют глаголы, выделяют изученные грамматические признаки.

• Говорят о затруднении, поскольку необходимо уточнить информацию о времени глагола.

• Формулируют название темы, проверяют себя по учебнику на с. 71. Ставят учебную задачу — учиться определять время глагола.

Организация познавательной деятельности

• Организует наблюдение за разными формами времени глагола по заданию к упр. 146 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 147 в учебнике.

• Вовлекает учащихся в беседу по содержанию текста — предлагает рассказать случаи из жизни, которые позволяли убеждаться в том, что тайное всегда становится явным.

• Предлагает познакомиться с рассказом М. Андрианова «Угрызение совести», высказать своё отношение к поступкам героя произведения.

• Предлагает составить устный текст-рассуждение на тему «Совестливый ли я человек?».

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 92 в рабочей тетради.

• Читают задание. Составляют сообщение по предложенным вопросам. После выполнения в классе называют выбранный глагол, рассказывают о нём по плану. Делают вывод, как определить время глагола, какие глаголы имеют будущее, настоящее и прошедшее время.

• Читают задание. Списывают диалог. Подчёркивают глаголы. Определяют их время. Объясняют свои действия.

• Вспоминают и приводят примеры из жизни. Делятся своими мыслями, проблемами.

• Знакомятся с текстом. Рассуждают на предложенную тему. Высказывают разные точки зрения. Приходят к выводу о том, что нужно жить в ладу со своей совестью.

• Составляют и представляют устные тексты по желанию. Выслушивают друг друга.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить тему, задачу урока. Нацеливает на сопоставление поставленной задачи и полученного результата. Просит определить, какой главный вывод сделали на уроке.

• Вступают в диалог по наводящим вопросам. Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы на нравственные темы.

Дополнительный материал:

Угрызение совести.

Иногда Вадик от родителей мог услышать выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Спросил он у бабушки, где совесть находится и что надо делать, чтобы её потерять.

— Совесть находится в сердце каждого человека. Она учит исправляться и поступать красиво. А когда человек поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть. Он становится всё хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.

Вспомнил Вадик о бабушкиных словах, когда в его жизни произошла одна печальная история.

Одна доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила своё гнездо прямо над окном Вадика. Он мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, совсем не боялась подлетать близко.

— А что если мне её поймать, — подумал Вадик. — Немного подержу её в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу.

И он тут же сбегал во двор за длинной веткой.

Вадик пытался поймать ласточку самодельным сачком, но она хорошо видела опасность, а улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Вадик стал сердиться и от злости всё быстрее размахивал веткой. Наконец ласточка попала под удар и упала в траву возле дома.

Вадик ею любовался, гладил пальцем голову и трогал клюв. Но долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел её выпустить, ласточка не полетела. Услышав голоса птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.

Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слёзы. Чувство вины обожгло его сердце, возникла ненависть к себе. Он отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим сквозь слёзы просил прощения. Ловил мух и комаров и приносил их ласточке, пытался их переправить в гнездо. Но ничего не помогло. Ласточка и птенцы погибли.

Вадик за свою жизнь так и не смог простить себя. Он больше всех во дворе заботился о бездомных животных и уже точно знал, что, когда вырастет, станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц.

(По М. Андрианову)

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 91 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Жила-была Совесть».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]