Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Роль глаголов в языке и речи - Урок 2
Урок № 123
Тема: Роль глаголов в языке и речи. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||||
Задачи: • развивать умение определять глаголы среди других частей речи; • развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении); • создавать условия для развития фантазии, воображения в работе над текстом. |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • различать глаголы среди других частей речи; • называть изученные грамматические признаки глаголов; • определять роль глаголов в языке и речи; • составлять устный текст по представлению. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • делать выводы на основе наблюдения и сравнения; • вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод; • учитывать разные мнения в совместной деятельности; • принимать решение на основе сравнения разных точек зрения; • адекватно оценивать результаты своей деятельности. |
Личностные: • проявлять интерес к изучаемому предмету; • стремиться к проявлению познавательных способностей. |
||||
Межпредметные связи: чтение (составление текста по представлению). |
||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||
• Предлагает прочитать слова К. Паустовского, объяснить смысл, выразить свою точку зрения. «Пейзаж — не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание». • Вовлекает учащихся в беседу — приглашает к размышлению о том, что если художник пишет пейзаж красками, то с помощью чего может писать пейзаж писатель. |
• Читают высказывание, объясняют смысл. Высказывают своё отношение к прочитанным словам. • Рассуждают о том, что для создания пейзажа в тексте автор использует слова. |
|||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||
• Предлагает прослушать текст, определить, какие слова характеризуют пение скворцов. Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно. (А. Н. Толстой) • Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. |
• Слушают текст. Называют глаголы, которые описывают пение птиц. Делают вывод о роли глаголов в языке и речи. • Определяют тему урока, учебную задачу — учиться выделять глаголы, их грамматические признаки, продолжать раскрывать роль глаголов в речи. |
|||||
Организация познавательной деятельности |
||||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 143 в учебнике. Нацеливает на выделение изученных грамматических признаков глагола. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 87 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить самостоятельно задание к упр. 144 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 145 в учебнике. • Предлагает выполнить дополнительное задание — подобрать как можно больше глаголов к слову дождь, составить текст с опорой на эти глаголы. Даёт возможность выбрать форму работы — индивидуально, в парах или в группах. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 88 в рабочей тетради. |
• Читают предложения. Выявляют, что одинаково звучащие слова могут относиться к разным частям речи. Называют признаки, по которым могут быть выделены глаголы. Называют их. • Читают и выполняют задание самостоятельно. После выполнения объясняют написание пропущенных букв, объясняют выбор заголовка, называют глаголы, употреблённые в переносном значении. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. Планируют действия по выполнению. По окончании работы называют тип текста. Называют глаголы, передающие звуки, определяют роль глаголов в речи. • Читают задание. Комментируют порядок его выполнения. После выполнения обсуждают содержание текста — рассказывают, какие картины представили при чтении текста, какие звуки услышали. Делают вывод о роли глаголов. • Выбирают форму работы. Выполняют задание. После самостоятельной работы читают глаголы, дополняют свои записи. Дождь — шумит, шуршит по листьям, идёт, капает, моросит, накрапывает, льёт, хлещет, стучит, барабанит по крышам, стекает, зарядит, хлынул, прыгает, пляшет, крадётся и т. д. Самостоятельно составляют и представляют в классе устные тексты. Обмениваются впечатлениями. • Читают задание. При необходимости задают вопросы. |
|||||
Подведение итогов |
||||||
• Предлагает соотнести поставленную задачу и результаты деятельности на уроке, определить степень её решения, отметить затруднения, которые возникали во время урока, выявить причины, найти пути выхода. |
• Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы. |
|||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (зрительный диктант «Весной дождик шальной...», с. 144). |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 89 в рабочей тетради. |
||||||
Дополнительные творческие задания: составить текст о любом небесном явлении. |
||||||
Самоанализ |
||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||