Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных - Урок 3
Урок № 105
Тема: Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • развивать умение сравнивать окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах; • учить записывать предложения, употребляя имена прилагательные в нужной форме; • учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных женского рода в разных падежах. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • сравнивать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах; • обосновывать и проверять написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода; • определять падеж имён прилагательных. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать схемы, приводить примеры к данным схемам; • находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; • проводить самооценку, взаимооценку. |
Личностные: • осознавать важность изучения русского языка. |
||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа со схемами). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает выполнить задание — записать словосочетания в две группы: в первую группу — с именами прилагательными в винительном падеже, во вторую — в творительном падеже, объяснить написание окончаний имён прилагательных. На нижнюю полку, весеннюю природу, летней погодой, нежной травкой, в первую очередь, маленькой комнатой, в дальнюю рощу, искренней речью, высокой горой, русскую сказку, низкую лестницу, интересной книгой. |
• Записывают словосочетания в нужную группу. После выполнения задания доказывают правильность выбора группы — объясняют, как определили падеж имени прилагательного, называют окончания имён прилагательных в винительном и творительном падежах. |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Помогает определить тему, учебную задачу. |
• Называют тему урока, ставят учебную задачу — учиться писать безударные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 71 в учебнике, нацеливает на составление сообщения по схеме. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 72 в учебнике. • Предлагает провести эксперимент-наблюдение за употреблением окончаний имён прилагательных в творительном падеже по заданию к упр. 73 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 74 в учебнике. • Предлагает выполнить дополнительное задание — составить и записать словосочетания, определить падеж, выделить окончания, провести взаимопроверку в парах. смотреть на (пушистая рыжая лисичка) любоваться (пушистая рыжая лисичка) переплыть (глубокая бурная река) пролететь над (глубокая бурная река) задуматься над (трудная задача) решить (трудная задача) прочитать (новая интересная книга) познакомился с (новая интересная книга) • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 47 в рабочей тетради. |
• Рассматривают схемы. Находят нужную информацию. Составляют сообщение об именах прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. Приводят свои примеры. • Читают задание. Самостоятельно записывают предложения, вставляя пропущенные буквы. По окончании работы объясняют написание падежных окончаний имён прилагательных. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают отрывок из стихотворения И. Бунина. Заменяют выделенное окончание по заданию упражнения. Наблюдают, изменился ли смысл, мелодика поэтической речи. Делают вывод о том, что в книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. Определяют, какие окончания к какому типу речи относятся. Сверяют сделанный вывод с информацией в учебнике на с. 35. • Читают отрывки стихотворений. Обсуждают выбор окончаний. Объясняют свою позицию. • Слушают и выполняют задание. По окончании в парах проводят взаимопроверку и взаимооценку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, какие затруднения возникли, над какими заданиями следует работать ещё. |
• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность. |
|||
Дополнительный материал: подготовиться и записать текст по памяти. Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк. (А. Пушкин) |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 48 в рабочей тетради. |
||||
Дополнительные творческие задания: в тексте знакомых литературных произведений найти имена прилагательные, объяснить их роль. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||