Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Как переносить слова с одной строки на другую - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(Предупредительный диктант.)
Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку крошки.
— Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем букву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)
— Кто может проверить безударную гласную в слове кормушку? (В кормушку насыпают корм.)
— Какие орфограммы в словах пищу, ищут? (ЩУ пиши с буквой У.)
(Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)
— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, вспомните, какими словами мы их проверяли.
2. Словарная работа
— Запишите слово желтый.
— Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)
— Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)
— Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
— Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес е-два
И получил за это “два”.
Укол я перенес у-кол
И получил за это “кол”.
Опять я перенес о-пять.
Теперь, наверно, будет “пять”.
А. Шибаев
— Как вы думаете, будет у ученика “пять”? (Нет.)
— Почему? (Он не знает правила переноса.)
— Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Чтобы не получать “два”, мы сегодня повторим правила переноса.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)
Упр. 107(с. 71).
— Прочитайте правила переноса.
— Как переносят слово? (По слогам.)
— Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
— Как переносят удвоенные согласные?
Упр. 108 (с. 71).
— Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)
(Вариант I записывает слова, которые можно переносить, вариант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика работают на обратной стороне доски.)
— Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики на доске.
— Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях “!”.
V. Физкультминутка
А часы идут, идут —
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт.
(Наклоны влево и вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
(Глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят.
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Остановиться.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 109 (с. 72).
— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
— Придумайте заголовок. (Осень.)
— Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
— Выполните письменное задание к тексту.
— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)
Упр. ПО (с. 72).
— Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)
— Поработайте в парах.
— Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.)
— Выполните письменное задание.
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.)
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
— Какие слова нельзя переносить?
— Кто из вас не ошибается при переносе слов?
Домашнее задание
Повторить упр. 107 (с. 71).
Выполнить упр. 111 (с. 72).
Программный уровень. Списать, разделив слова для переноса.