Как определить ударный слог - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Как определить ударный слог - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цель: формировать умение ставить ударение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах ударный слог; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

По лесам гуляет осень,

Краше этой нет поры.

А. Болонский

— Прочитайте строки из стихотворения А. Балонского. Какую картину представили? (Ответы детей.)

— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)

— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)

— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — показатель мягкости.)

— Прочитайте стихотворение так, как записано.

— Проговорите шепотом, расскажите соседу.

— Все вместе проговорим так, как будем писать.

— Запишите.

(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударением на карточке читают учащиеся.)

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! — и ударил в безударный слог,

И сразу же исчез огромный зАмок,

И появился маленький замОк.

Послушай, молоток,

Не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги...

Нет, снова — тук!

Шли по морю пирОги,

Вдруг вместо них поплыли пирогИ!

(Учитель вывешивает слова на доску парами.)

— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)

— Отличаются ли слова по смыслу? Да. ЗАмок — строение, замОк — приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги — индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ— кулинарное блюдо.)

— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)

IV. Работа по теме урока

Упр. 103 (с. 69).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить правильно ударение.)

— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? (ДорогА.)

— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает приятные воспоминания, имеет ценность.)

— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение? (ДорОга.)

— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.)

(Далее вариант I разбирает предложения под пунктом 2, вариант II — предложения под пунктом 3.)

(Фронтальная проверка.)

V. Физкультминутка

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 105 (с. 70).

— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)

— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)

— Измените слово так, чтобы слова обозначали много предметов.

— На какую букву падает ударение?

(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)

— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.

Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что значит подвижное ударение! (Это ударение, которое может переходить с одного слога на другой.)

VII. Рефлексия

Упр. 106 (с. 70).

(Работа в парах. Самопроверка. Ученики по цепочке читают слова, называют букву, на которую падает ударение. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)

— Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помогает различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)

— Кто помог понять тему урока?

Домашнее задание

Выполнить упр. 104 (с. 69).






Для любых предложений по сайту: [email protected]