Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое антонимы - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: познакомить с термином антонимы, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Разгадайте загадки, напишите отгадки.
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую запоминали.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Дерево стоит,
А лист дрожит. (Осина.)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
Круглые, зеленые на дереве растут,
Лишь бочок краснеет - тут же их сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку,
Все на вид красивые, прямо как с картинки. (Яблоки.)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
Что проходит через горы, через долы и холмы, но сама не двигается? (Дорога.)
(Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)
“!” — молодец, все слова написал верно.
“+” — хорошо, но есть 1 или 2 ошибки.
“—” — еще ошибаешься, слова нужно выучить.
2. Словарная работа
— Послушайте стихотворение.
Не говори, не повторяй
Мне слова страшного “прощай”;
Отравой горького сознанья
Моей души не помрачай,
С улыбкой руку мне подай
И тихо молви: “до свиданья”.
Ю. Жадовская
— Найдите слова-синонимы. (Прощай, до свидания.)
— Словарное слово прощай мы уже знаем, как писать. Кто напишет его на доске?
(Ученик выходит к доске, пишет слово “прощай”, подчеркивает букву О.)
— Слово до свидания тоже словарное.
(Учитель записывает слово на доске.)
— До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания.
— Поставьте ударение в слове. Подчеркните безударные гласные. Их нужно запомнить.
— Подберите антоним к слову до свидания. (Здравствуйте.)
— Какие буквы запоминали в этом слове? Запишите слово здравствуйте.
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихи.
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить —
Хочет реву рассмешить.
Олеся Емельянова
— Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противоположное значение.)
— Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дед:
“Доживешь вот до ста лет!”
Внук ответил: “Никогда!
Буду молодым всегда!”
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
“Ворон — черный, голубь — белый!”
4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5. Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?)
— Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы — это слова с противоположным значением.)
Упр. 71 (с. 54).
— Прочитайте текст.
— Почему муравей загрустил? (За всю жизнь не сможет увидеть конца моря.)
— Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)
— Как называются слова большой и маленький? (Антонимы.)
— Прочитайте правило на с. 54 самостоятельно.
— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)
— Слова с противоположным значением можно найти в “Словаре антонимов русского языка”. (Учитель показывает словарь.)
— В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним.
— Прочитайте самостоятельно информацию на “Страничке для любознательных”.
— От какого слова произошло слово антоним? (От слова анти — “против”.)
— Какие слова еще имеют часть анти! (Дети называют слова.)
V. Физкультминутка
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 72 (с. 55).
— Что нужно сделать в упражнении? (Написать к данным словам пары — слова-антонимы.)
— Где будете искать антонимы? (В словаре антонимов на с. 142.)
— Обратите внимание на оформление.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
“!” — молодец, все выполнил правильно.
“+” —хорошо, есть 1—2 ошибки.
“—” — с работой справился плохо, много ошибок.
Упр. 73 (с. 56).
(Самостоятельная работа по вариантам: вариант I — первое и второе предложения; вариант II — третье и четвертое предложения. Два человека работают на обратной стороне доски. Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
— Объясните, в каких случаях можно употребить эти пословицы. (Ответы детей. Учитель поправляет, помогает найти правильный ответ.)
VII. Рефлексия
Карточка
Прочитай загадку, выпиши из нее в тетрадь пары слов-антонимов.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять...
Ответ: холод — зной, добрый — злой, умчится — примчится.
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какой новый термин узнали на уроке? (Антонимы.)
— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)
— Что бы произошло, если бы антонимов не было? (Ответы детей.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 74 (с. 56).
Задание повышенной сложности. Найти и написать четыре пословицы, в которых есть антонимы.