Что такое синонимы - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое синонимы - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: познакомить с термином синоним; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

— Определите, сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений.

— В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений. (Основы предложений: осень пришла, птицы улетели.)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)

2. Творческая работа

(КИМы (с. 43).)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)

У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?)

— Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

Упр. 66 (с. 52).

— Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.)

— Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному.)

— Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы.

— Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно.

В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

— У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.

V. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 67 (с. 53).

— Объясните значение выделенных слов. (Родина — место, где человек родился; мир — отсутствие войны; ловкий — обладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем-либо.)

— Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)

— Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

Упр. 68 (с. 53).

— Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)

— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор— это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.)

Упр. 69 (с. 53).

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.)

— Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.

— Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет ее.)

— Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)

— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.)

— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически.

— Какие знакомые орфограммы встретились?

— Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.

— А теперь проговорим стихотворение хором.

— Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы.

(Проверка. Взаимопроверка.)

— Оцените товарища.

“!” — молодец, все написал правильно.

“+” — есть перестановка слов или 1—2 ошибки.

“—” — много ошибок, будь внимательнее.

VII. Рефлексия

Карточка

Соедини синонимы.

неразговорчивый

отважный

неудачный

алчный

несложный

чудесный

жадный

молчаливый

смелый

ошибочный

прекрасный

простой

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)

— Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)

— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 70 (с. 54).






Для любых предложений по сайту: [email protected]