Как установить связь слов в предложении - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Как установить связь слов в предложении - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: научить задавать вопросы к словам в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: лента “светофор”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

Мягкий знак — хитрый знак:

Не произнести его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

— Для чего в слово просится мягкий знак? (Для обозначения мягкости согласных.)

2. Выборочный диктант

— Я буду читать предложения, а вы выписывайте только слова с мягким знаком.

1) Все короче наша тень,

Это значит — скоро день.

2) Бежит недалечко

Реченька-речка.

Маленькая речка,

Меньше ручейка.

3) Ай люлень да люлень,

По горам идет олень.

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

— Оцените себя.

“!” — выписал все слова. Молодец.

“+” — не выписал одно или два слова. Хорошо.

“—” — не услышал мягкий знак в словах.

3. Словарная работа

— Отгадайте слово.

• Первая буква задуманного слова — это гласная в слове мяч. (Я.)

• Вторая буква — согласная в первом слоге слова болото. (Б.)

• Дальше идет такой же слог, как второй слог в слове соловей. (ЛО.)

• Следующая буква обозначает парный глухой звук к звуку [Г]. (К.)

• Последняя буква такая же, как в слове быстро. (О.)

— Какое слово получилось? (Яблоко.)

— Запишите его, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Что такое яблоко? (Плод круглой формы с дерева яблони.)

— Запишите слово яблоня. Поставьте ударение, подчеркните букву О.

— Буква О в середине слова похожа на яблоко, которое спряталось в слове.

(Изображение на доске.)

— Как называется маленькое яблоко? (Яблочко.)

— Запишите это слово, подчеркните букву О.

— Как называют пирог с яблоками? (Яблочный.)

— Запишите это слово, подчеркните букву О.

— Прочитайте слова, которые записали. Что у них общего? (Общая часть яблоч- и общее значение.)

III. Самоопределение к деятельности

— Составьте нераспространенное предложение со словом яблоня. (Дети называют свои варианты, одно предложение записывают.)

— Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое. (Разбирают по схеме.)

— От какого слова мы задавали вопрос? (От слова яблоня.)

— Какой вопрос мы задали? (Что делает?)

— Слова в предложении связаны по смыслу, и от одних слов к другим можно задавать вопросы.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 37, прочитайте тему урока.

— Чему будем учиться на уроке? (Задавать вопросы к словам в предложении.)

Упр. 43 (с. 37).

— Сравните предложения. (У них одинаковая основа, но первое предложение нераспространенное, а второе распространенное.)

— От какого слова задаем вопрос к слову спелое? (От слова яблоко (какое?) спелое.)

— Какой вопрос задали к слову с яблони! (Откуда?)

— Прочитайте самостоятельно, на что нужно обратить внимание.

— Как установить связь между словами в предложении? (Поставить вопросы от слова к слову.)

V. Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже —

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Сесть на место.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 44 (с. 37—38).

— Прочитайте предложение. Докажите, что оно распространенное. (Кроме главных членов, есть второстепенные.)

— Прочитайте, на какой вопрос отвечает каждый второстепенный член. От какого слова ставим вопрос?

— Выполните задание на с. 38 самостоятельно. Кому нужна помощь — поднимите руку.

(Фронтальная проверка. Самооценка.)

Упр. 45 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— В парах, помогая друг другу, составьте предложения. Вам поможет подсказка в конце упражнения.

— Что у вас получилось? Прочитайте текст выразительно. (Отвечает один учащийся.)

— У кого есть другие варианты? (Анализируются все варианты.)

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Желтая, сбрасывает, листья, березка.

— Составьте предложение. Подчеркните основу предложения.

— Выпишите пары слов: подлежащее и второстепенный член, который его поясняет; сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы учились сегодня на уроке?

— Кто может сказать, как нужно ставить вопросы в предложении?

— Кому еще трудно?

— Кому нужна помощь учителя?

Домашнее задание

Выполнить упр. 46 (с. 39).






Для любых предложений по сайту: [email protected]