Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Повторение по теме Слово и его значение - ПОВТОРЕНИЕ
Цель: повторить изученный материал по теме “Слово и его значение”.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова по двум признакам; подбирать антонимы и синонимы; подбирать группы однокоренных слов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Это задание составлено так: словарное слово разделили на две части и записали в два столбика. Вам надо соединить половинки.
рисун а
берез рога
до ко
но ок
ветер а
облак ябрь
по суда
ябло ок
осин ко
— Запишите слова, обозначьте орфограмму. (Рисунок, береза, дорога, ноябрь, ветерок, облако, посуда, яблоко, осина.)
2. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Кормовое весло зацепилось за куст. Земля — наша кормилица. Труд человека кормит, а лень портит. Птичьи кормушки спасают птиц в зимний холод. За кормой корабля голубой простор.
— Прочитайте. Найдите однокоренные слова.
— Сколько здесь групп однокоренных слов? (Три группы.)
— Запишите их. Выделите корень. (1 — кормовое, за кормой; 2 — кормилица, кормит; 3 — птичьи, птиц.)
III. Самоопределение к деятельности
— Сосчитайте, сколько слов вы написали. (Семь слов.)
— Каждое слово имеет лексическое значение. В каком словаре можно прочитать, что обозначает слово? (В толковом словаре.)
— Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока
Упр. 203 (с. 120).
(Устное выполнение.)
— Найдите в словаре слова, которые имеют несколько значений. Составьте с ними предложения, употребляя слова в разных значениях.
— Послушайте стихотворение.
Есть хвост
У падающих звезд.
И у семян
Бывает хвост,
У птиц,
У самолета —
Он нужен для полета.
Хвостом корова
Бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов
Хвост важней:
Они хвостом сражаются!
Ю. Коринец
— Выпишите слово хвост с теми словами, которые помогают понять значение этого слова. (Хвост поезда, ...)
— Запишите в три группы слова, близкие по значению: ласковый, жаркий, мокрый, знойный, сырой, нежный. (1 — ласковый, нежный; 2 — жаркий, знойный; 3 — мокрый, сырой.)
— Замените прилагательные противоположными по смыслу словами: ясное небо, интересная игра, крутой берег, шумная улица.
V. Физкультминутка
Я привстану на носочки.
Хорошенько потянусь.
Раз — наклон, два — наклон,
Словно буква О свернусь.
И попрыгаю немножко.
И руками покручу.
Постою на правой ножке
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 204 (с. 121).
(Дети выполняют задание самостоятельно, пользуясь словарями учебника.)
Упр. 206 (с. 121).
(Устное выполнение.)
— Почему слова называют однокоренными? (Имеют один корень.)
Упр. 207 (с. 122).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
Карточка
1. Выпиши однокоренные слова, обозначь в них корень.
Вариант I. Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Вариант II. Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит и носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга и друзья.
2. Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белый, белизна.
3. Образуй и запиши однокоренные слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы.
Дар, шум, сторож, чист.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие слова называют однокоренными?
— Приведите примеры синонимов, антонимов.
— Где можно найти эти слова? (В словарях.)
— Какое задание вам понравилось?
Домашнее задание
Выполнить упр. 205 (с. 121).