Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить сведения о непарных твёрдых и мягких шипящих звуках и правописании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча— ща, чу—щу; формировать умения различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки, находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, правильно писать гласные в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу— щу; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Комментированный словарный диктант: девочка, тетрадка, яблочко, лисичка, тарелка, пальто, собачка, молочко, скучно, ночной, помощник.
2. Воспроизведение знаний о непарных шипящих согласных звуках. На доске даны звуковые записи (на основе упр. 12, с. 10 в учебнике): [ж], [ч’], [щ’], [ш]. Обсуждение: “В какие две группы их можно объединить? Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем звуке. Почему эти звуки называют шипящими? Приведите примеры слов, где есть шипящий звук”.
3. Определение темы “Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу” и задач урока. Воспроизведение знаний о правописании слов с данными буквосочетаниями.
4. Чтение пословиц (учебник, упр. 11, с. 10), определение их смысла, нахождение в словах пословиц буквосочетаний на тему урока. Выполнение письменных заданий упр. 11.
5. Наблюдение за “работой” букв а, я, у, ю в буквосочетаниях, когда они стоят после мягких согласных звуков, и “работой” букв и, ы, когда они стоят после твёрдых согласных. Обсуждение вопроса: “Почему написание букв и, а, у в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу надо запомнить? Какими были звуки [ж], [ш] в Древней Руси? Что надо знать о написании буквосочетаний жи—ши?” Выполнение заданий к упр. 13 в учебнике.
6. Чтение и анализ правила (учебник, с. 11). Ответы на вопросы учителя: “Что вы должны помнить о написании буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу?”
7. Работа над значением и правописанием словарного слова товарищ. Чтение предложения: Я ищу друга. Есть ли в предложении слово с изучаемой нами орфограммой? Замените слово друг близким ему по значению словом, в котором есть изучаемая орфограмма: Я ищу товарища. Обсуждение: “Кого называют товарищем? Какое буквосочетание встретилось в этом слове? Есть ли здесь другие орфограммы?” Постановка ударения, подбор проверочных слов. Вывод: нельзя подобрать проверочное слово, его написание надо запомнить. Запись предложения, выделение орфограмм.
8. Упражнение в распределении слов по видам буквосочетаний (учебник, упр. 14). Выполнение заданий упражнения. Запоминание правописания слов, где буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу находятся в безударных слогах.
9. Подбор слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу (“Рабочая тетрадь”, упр. 10, с. 7).
10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились на уроке? Почему в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу написание гласных букв надо запомнить?”
Проверка и оценка результатов учебной деятельности (учебник, рубрика “Проверь себя”, задание 1, с. 15).
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 11, с. 7).