Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Обобщение знаний об изученных правилах письма - Урок 2
ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение определять тему текста, подбирать к нему заголовок; учить выбирать языковой материал для ответа на вопросы, правильно формулировать ответ, записывать предложение по вопросам и опорным словам.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся определят тему текста, подберут к тексту заголовок, напишут изложение по вопросам и опорным словам.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания по учебнику. С. 29, упр. 50.
Обоснование изученных орфограмм в словах текста.
2. Актуализация знаний
— Послушайте стихотворение о птичке оляпке. Что интересного вы узнали?
Я сижу на берегу.
Холодна в ручье водица!
Окунуться и напиться –
Я простужен... не могу!..
А вода бежит, журча,
По камням струёй игривой;
Серой пеною разливы
Покрываются, ворча...
Вдруг!.. (Как часто это «вдруг»
Нам встречается в природе!) –
Под водою птичка ходит!!!
Чашка выпала из рук...
Я гляжу во все глаза,
А она — секунд пятнадцать
Под водой ходила, братцы!
На мгновенье показав
Над волной короткий клюв,
Быстро воздуху глотнула
И опять на дно нырнула,
Ест — моллюсков, мелких рыб,
Насекомых в горных речках...
Ей столовую с аптечкой
Возле мокрых скользких глыб
Обеспечила давно
Наша мудрая природа...
Пусть оляпка ходит бродом!
Не утонет всё равно...
3. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, учиться по вопросам последовательно излагать содержание текста.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 29, упр. 50.
— Прочитайте текст.
Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.
Определение темы текста: о ком и о чём говорится в тексте?
Где и когда происходило действие? (Зимой, в мороз, на льду реки.)
В каких предложениях об этом сказано?
Кого называют оляпка? (Учитель показывает рисунок птички.)
Что сказано об оляпке? (Пела, прыгнула, искала, выскочила.)
Какие слова использует автор, чтобы слово оляпка не повторялось в рядом стоящих предложениях?
В процессе ответов уточняются значения слов прорубь, выскочила, прыгнула.
— Почему оляпке не страшен холод?
В каких предложениях об этом говорится? Прочитайте.
Подберите названия к тексту.
На доске запись вопросов к тексту (учебник, с. 29). (Слова записываются на доске рядом с каждым вопросом: в прорубь, через минуту, выскочила, не страшен, покрыты, слоем жира.)
Подготовка ответов на вопросы. Обсуждение: сколько предложений будет в ответе на каждый вопрос? С какого слова следует начать предложение-ответ на вопрос? Орфографическая подготовка: на какие правила встретились слова в тексте?
Запись текста по вопросам. (Книги закрыты.)
5. Самостоятельная работа
Проверка написанного текста (оформление частей, содержание, орфография).
6. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику: «Проверь себя» на с. 30, вопрос 2.
7. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?