Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Слова с буквой й, вошедшие в наш язык из других языков
ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представление о согласном звуке [й'], развивать умение распознавать звук [й'], когда он находится перед гласным звуком и не перед гласным звуком, и правильно обозначать его буквой, воспроизвести знания учащихся о правиле переноса слов с буквой й.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся правильно обозначать звук [й'] на письме, воспроизведут ранее полученные знания о правиле переноса слов с буквой й.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 50, упр. 107.
2. Актуализация знаний
— Вспомните, по каким признакам различают согласные звуки. Выборочный картинный диктант.
Задание. Записать названия только тех предметов, которые начинаются на согласный звук, в два столбика: в первый — слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук, во второй — на мягкий согласный звук.
Учитель демонстрирует предметные картинки. (Воробей, медведь, обезьяна, ворона, пенал, собака, лисица, яблоко.)
— Какое слово среди записанных вами является «лишним»? Обоснуйте свой ответ.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 114.
— Сформулируйте тему нашего урока. (Согласные звуки.)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Согласный звук [й'] и буква и краткое.)
4. Работа по теме урока
Прочитайте слово, в написании которого встречается согласный звук [й']. (Воробей.)
Назовите слова, в написании которых встречается согласный звук [й‘].
Работа по учебнику. С. 114, упр. 183. Наблюдение за особенностями звука [й']. Запись по памяти предложения.
Выполнения заданий в рабочей тетради на с. 51, упр. 109. Восстановление предложения о букве и краткое.
Работа по учебнику. С. 115, упр. 184.
Выполнение заданий по вариантам.
Вариант 1. Записать слова 1 и 2 столбиков, вставляя пропущенные буквы.
Вариант 2. Записать слова 3 и 4 столбиков, вставляя пропущенные буквы.
— Определите слово, в котором два согласных звука [й']. (Юбилей.)
Работа по учебнику. С. 115, упр. 185. Деление слов с буквой й на слоги, запись по памяти любой пословицы. Воспроизведение знаний о правиле переноса слов с буквой й, списывание любых четырёх слов с делением их для переноса.
Словарная работа.
Работа со словарным словом урожай (урожайный).
Выполнение задания в рабочей тетради на с. 52, упр. 111. Сопоставление звукового и буквенного состава слов.
Работа по учебнику. С. 116, упр. 186. Знакомство со словами иноязычного происхождения, где буква й стоит перед гласной буквой, выяснение значений этих слов.
Чтение рубрики «Обратите внимание!».
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по учебнику. С. 116. Чтение рубрики «Страничка для любознательных. Звук-невидимка».
Выборочный диктант.
Задание. Напишите диктуемые слова в четыре столбика: с гласными -о-, -а-, -е-, -и- (ковёр, звезда, старик, писать, качалка, плита, цепочка, смотреть, ленивый, вишнёвый, колечко, грачата).
Обсуждение написанного после взаимопроверки.
6. Самостоятельная работа
Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 52, упр. 113. Способ проверки: самопроверка по орфографическому словарю.
7. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 187 на с. 116.
8. Подведение итогов урока
— Как различить согласные звуки?
Чего больше: согласных звуков или букв, их обозначающих? Чем интересна буква й?