Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове
ЦЕЛИ УРОКА: уточнить общее представление о согласных звуках и их основных признаках, о буквах, которыми обозначаются согласные звуки на письме.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся систематизируют ранее полученные знания о согласных звуках и их основных признаках, о буквах, которыми обозначаются согласные звуки на письме.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка словарных слов на тему «Школа».
— Спишите предложения, вставив пропущенные буквы.
Наш кла.. дружный. Уч..ник и уче..ница внимательно слушают учит..ля. В п..нале лежит к..р..ндаш.
2. Актуализация знаний
Запись на доске:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её медленно, потом быстрее и быстрее.
Какие звуки в этой скороговорке слышатся чаще? Какие это звуки: гласные или согласные? Докажите. Дайте характеристику этим звукам.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 112.
— Прочитайте тему нашего урока. (Согласные звуки.) Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 112, упр. 178. Упражнение в произнесении согласных звуков: шумных звонких и глухих. Чтение сведений о согласных звуках. Выполнение заданий упражнения. Работа по учебнику. С. 113, упр. 180. Упражнение в произнесении согласных звуков, которыми различаются слова. Выполнение заданий упражнения.
Работа по учебнику. С. 113, упр. 180. Выразительное чтение стихотворения П. Киричанского, определение темы, выделение слое, употреблённых в переносном значении, рассказ о «волшебной стране» на окне.
Словарная работа.
Работа со словарным словом мороз (морозный).
• Загадка.
У избы побывал —
Все окна разрисовал,
У реки погостил —
Во всю речку мост мостил. (Мороз)
• Работа над словом.
моро'з, мо-роз
мороз [марос] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков
• Лексическое значение: холод, стужа.
• Однокоренные слова: мороз, морозный морозец, заморозки.
• Пословицы:
Мороз невелик, а стоять не велит.
Береги нос в мороз.
Зимой — морозы, а летом — грозы.
• Определение, когда так говорят — мороз пробежал по спине?
Работа по учебнику. С. 113, упр. 181. Произнесение согласных звуков любого слова и называние букв, которыми обозначены эти звуки.
Работа в парах.
Выполнение задания из рабочей тетради на с. 49, упр. 105. Составление слов и предложений. Запись предложений.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните слово, которое нельзя переносить с одной строки на другую.
Др_зды, гар_жи, шал_ши, х_лодный, день, с_довник, с_рняк.
6. Самостоятельная работа
Выполнение в рабочей тетради упр. 108 на с. 50.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 107 на с. 50.
8. Подведение итогов урока
— Как различить согласные звуки?
Чего больше: согласных звуков или букв, их обозначающих?