Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [с] и [с'], буква Сс (с. 79) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование умений различать звуки [с] и [с’] и обозначать их буквой Сс; развитие фонематического слуха учащихся;
б) формирование умения читать слоги и слова с новой буквой с учётом последующих букв а, о, у, ы, и;
в) совершенствование умений проводить звуковой анализ слов по их моделям и составлять звуковые модели слов;
г) формирование культуры общения;
д) развитие положительного отношения к школе.
Ход урока
1. Повторение изученной буквы Мм. Стимулирование мотивации учения.
— Аня и Ваня приготовили для вас непростой вопрос: “Что украшает человека?” (Выслушиваются мнения детей.) Подсказка правильного ответа: слово пишется из двух букв, последняя из них — та, что изучили на прошлом уроке. (Ум.) Почему ум украшает человека? (С таким человеком приятно общаться, так как он, прежде чем что-то сказать, сделать, подумает, примет правильное решение.) Как стать умным? Где можно набраться ума? (В школе, в общении с учителем, с умными товарищами, с мудрыми книгами.) А вы хотите стать умными?
2. Работа на с. 79. Чтение заголовка “Школа” по акрофонической записи.
3. Рассматривание рисунка.
— Во что играет девочка? (В школу.)
4. Звуковой анализ слов со звуками [с], [с’], выделение звуков, их характеристика.
— Кого учит девочка? (Слона, обезьянку, мишку.) С какого звука начинается слово “слон”? (С твёрдого [с].) Какой мягкий звук составляет с ним пару? (Звук [с’].) Почему это согласные звуки? (Зубы и язык образуют преграду выходящему воздуху.)
5. Упражнение в различении звуков [с] и [с’].
— Есть ли звуки [с] и [с’] в названиях других игрушек на рисунке? А в названиях каких игрушек, из тех, что есть у вас дома, встречаются эти звуки? (Лисичка, собачка, солдатики, самолётик, карусель и т. п.)
6. Дикционные упражнения.
— Посмотрите, медвежонок на рисунке хочет что-то сказать. Он говорит, что дети, особенно малыши, нередко и мишку превращают в миску. Какие звуки они путают? (Звуки [ш] и [с].) Докажите, что вы умеете правильно и чётко произносить звуки.
Петрушка приготовил для вас чистоговорку: “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.
7. Работа в паре.
— Повторите чистоговорку друг для друга. Проверим, чья пара лучше потренировалась в произношении звуков.
8. Знакомство с буквой Сс.
— Звуки [с] и [с’] обозначаются буквой Сс. Объясните, почему буква сине-зелёного цвета. Для чего нужны две буквы?
9. Анализ графического образа буквы в соотнесении с обозначаемым ею звуком.
— Что напоминает буква с по форме? (Кусок сыра.) Почему для изображения буквы Сс выбран именно сыр? (Потому что слово сыр начинается со звука [с].)
10. Раскрытие правила чтения буквы.
— Объясните, почему под изображением буквы Сс поставлены звуки-бусинки. На что они указывают? (Буква читается как твёрдый звук [с] и мягкий [с’].) А что показывает слоговая табличка? (Надо смотреть на следующую букву.) Вспомните, какое правило вы изучили на прошлом уроке. (Перед а, о, у, ы букву, обозначающую согласные звуки, надо читать твёрдо, а перед и — мягко.)
11. Обучение чтению слогов с буквой Сс.
Составление и чтение прямых слогов с буквой Сс (са-со-сэ-су-сы-си), их прочитывание индивидуально, хором, по рядам.
Перестановка букв и чтение обратных слогов, слов (ас- ос-эс-ус-ыс-ис).
12. Анализ моделей слов “сом”, “Сима”. Чтение на основе анализа.
— Модель какого слова дана под слоговой табличкой? (Модель слова “сом”.) Как вы определили? (По рисунку рыбы.) Чем примечательна эта рыба по внешнему виду? (Она большая, с длинными усами.) Что вы можете сказать о звучании этого слова? Сколько в нём звуков и какие? (Три звука: [с], [о], [м].) Сколько букв написано под словом. (Тоже три.) Прочитайте их (Сом.) Почему это слово написано с маленькой буквы? (Это не имя.)
— С какой буквы написано слово под другой моделью? (С большой.) Что это за слово может быть? (Имя.) Что в модели слова подсказывает, что это имя девочки? (Рисунок девочки.) Попробуйте прочитать это имя. Но чтобы правильно прочитать буквы, нужно проверить себя по звуковой схеме. Сколько слогов в этом слоге? (Два слога.) Как определили? (По количеству гласных звуков на схеме.) Назовите буквы, обозначающие эти звуки. (Буквы и, а.) С какого звука начинается первый слог на звуковой схеме? (С мягкого согласного.) Прочитайте букву, обозначающую этот звук. ([с’].) Как следует прочитать первые две буквы слова? (Си.) С какого звука начинается второй слог на схеме? (С твёрдого звука.) Прочитайте букву, обозначающую этот звук. ([м].) Как следует прочитать второй слог? Какое слово получилось? (Сима.)
13. Игра в буквы.
— Какие слоги, слова предлагает прочитать Сима своим игрушкам? Давайте и мы поиграем в буквы.
На основе перестановки, замены букв составляются и прочитываются слова, которые встретятся в тексте: ум-ус-усы-осы; мама — Сима — сама — сами — усами.
Коллективная работа по составлению слов на наборном полотне или магнитной доске сочетается с индивидуальной работой учащихся: печатанием в тетрадках, выкладыванием слов из букв на своих рабочих местах.
14. Чтение текста “У кота усы...”.
— Сколько предложений вы уже должны суметь прочитать? (Три.) Кто хочет прочитать первое? второе? третье? А теперь прочитайте хором.
15. Анализ смысла предложения “Мы сами с усами”.
— Когда так говорят? Что означает это выражение? (Это выражение означает “Мы не глупее других, нисколько не хуже”.)
16. Подведение итогов урока в связи с развитием рефлексии.
— Кто из вас может сегодня так сказать о себе: “Мы сами с усами”? Чему вы научились на сегодняшнем уроке?